N'll,{Ill,{("I'lal'(]'l'B()
lt()\{1,1,1,1:,|,()I;l,,л
llР()(]ltlilI(llIlияl I,()(](]иЙс:кtlЙl
t()tl,\ll]lr|, ll,,\}
It14 14
(l)l...ru,.l,лll1,1t,l
M()-rl()iIliiltIl()[l lI()..,Ilt
1,1.1ltI,|
ll() ()ljI,.\t()ltлllIll(),\.(N{1,1lll.{("l,|,лI1l.{l.{ It()l,()ll(,lt()l
()l',,(|,...Il
\l}tllllt]lll.\.Illll()I'()l,riit)ll,\lt().lI()Il,.\.t(li()ii()ll.!\( lll
М l;() }'
l';\('('N4() l
\ful
K{I>i
l Л! (l l . lttl l tllltl
,}i,lм.дирскl,tl1,1а по
У
I
[З [)
{еjшоУ/1
/ (;r;r
tt1'ltt
ttltitl.,t ,Ц,l
{ll
l(l, itItl\r,Ill
.,
I
(,()I JIл(,()l]лн()
l't,_l l( )
tlil ,]llcc. ti-llIrllr
(] l
()
ctlrrlr
1 .1 }.
,
lltltcr,tKtttltt ().l}.
).(',
]2-o;t
itltt \cli_l ]()]-{ l.
l rltt]ttrrlit
J
;tlJJ r.
l)АБ()LIАrl
,jljlrl
L.lll.j(1,1I]1.I]t),alJl1,1l()0,()
у
ll
П
l'()Гl)АМ
()бу,lеtlиrl ()lt,lар()l]()Й
сбl Itl l-() lt реllме,га
.rl.;Iяt
М z\
<<Л
итсрат,у
об\,,tаlоlltl.iхсrt 8 K:tacctitз
(),.l tt,t,c't r, I()рr<ив
I().Д.
,:
t-.
I{о,говсl, 2024
)
I;t)
(
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 8 класса разработана на основании следующих нормативных документов:
1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
2. Примерной программы по литературе основного общего образования.
3. Авторской программы по литературе к предметной линии учебников авторов В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина
и других.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами
и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи
искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных
сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование
умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами
русского литературного языка.
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
формирование духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей
гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для их успешной социализации и
самореализации;
постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, освоенный на
понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания,
связи искусства с жизнью, историзма;
поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать
художественный текст;
овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом
высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели
деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию
из различных источников, включая Интернет и др.);
использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности,
речевом самосовершенствовании.
Данные цели обуславливают решение следующих задач:
сформировать первоначальные умения анализа с целью углубления восприятия и осознания идейно-художественной
специфики изучаемых произведений; совершенствовать навыки выразительного чтения;
формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;
обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию
литературы
использовать изучение литературы для повышения речевой культуры учащихся;
воспитывать у учащихся гуманное отношение к людям разных национальностей;
расширить кругозор учащихся через чтение произведений различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике.
Эта группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на
уроках важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы,
проектной деятельности учащихся.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования
читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от нее к русской
литературе XVIII, XIX, XX вв. русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся,
формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует
пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.
Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и
основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.
Курс литературы в 8 классе строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемнотематического принципов.
Содержание курса литературы в 8 классе включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие
вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и
значение книги в жизни писателя и читателя).
Ведущая тема при изучении литературы в 8 классе – особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как
важнейшая проблема литературы.
Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета Литература в условиях
введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы
на развитие речи, на уроки внеклассного чтения, проектную деятельность учащихся.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа,
устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания
наизусть, списки произведений для самостоятельного чтения.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
• Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою
Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, осознание своей этнической принадлежности, знание
истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и чело-вечества, усвоение
гуманистических ценностей многонационального российского обще-ства, воспитание чувства ответственности и долга перед
Родиной;
• Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучаю-щихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей
индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с
учетом устойчивых познавательных интересов;
• Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению,
культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и
народов мира, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
• Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые
и социальные сообщества, участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с
учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
• Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора,
формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным
поступкам;
• Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими
товарищами в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах
деятельности;
• Формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости
ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
• Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое
отношение к членам своей семьи;
• Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности
эстетического характера.
Метапредметные результаты:
• Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и
познавательной деятельности;
• Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернатив-ные, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познава-тельных задач;
• Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе
достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои
действия в соответ-ствии с изменяющейся обстановкой;
• Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
• Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и
познавательной деятельности;
• Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифици-ровать, самостоятельно выбирать
основания и критерии для классификации, устанавли-вать причинно-следственную связь, строить логическое рассуждение,
умозаключение ( индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
• Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения познавательных задач;
• Смысловое чтение, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками,
работать индивидуально и в группах, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций с
учетом интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
• Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуника-ции для выражения своих чувств,
мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности: владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;
• Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
• Понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской
литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX-XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявления зало-женных в них вневременных,
непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• Умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и
жанров, понимать и формулировать тему, идею, нрав-ственный пафос литературного произведения, характеризовать его
героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• Определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание и
роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа), владение
элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
• Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными
ценностями других народов;
• Формирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
• Умение интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные произведения;
• Понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
• Восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• Умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и
цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа,
вести диалог;
• Написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и
домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
• Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства, эстетическое восприятие произведений
литературы, формирование эстетического вкуса;
• Понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных средств в создании
художественны образов литературных произведений. Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически
развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература.
Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма,
традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, усвоения основных понятий теории и истории литературы,
формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения.
Календарно-тематическое планирование
№
Тема
Дата проведения
По плану
Фактически
Введение (1 ч.)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
Русская литература и история.
06.09
Устное народное творчество (1 ч.)
13.09
Устное народное творчество. Русские народные песни, частушки, предания.
Из древнерусской литературы (2 ч.)
20.09
Житийная литература как особый жанр. "Житие Александра Невского".
27.09
"Шемякин суд". Сатирическое произведение 17 в.
Из русской литературы 18 века (2 ч.)
04.10
Н.М. Карамзин "Наталья, боярская дочь".
11.10
"Наталья, боярская дочь". Характеры героев повести, особенности языка.
Из русской литературы 19 века (17 ч.)
18.10
Из русской литературы 19 в. И.А. Крылов. Басни "Обоз", "Лягушки,
просящие царя".
25.10
К.Ф. Рылеев, дума "Смерть Ермака".
А.С. Пушкин. Историческая тема в творчестве поэта. "История пугачевского 08.11
бунта"
15.11
А.С. Пушкин "Капитанская дочка".
22.11
"Капитанская дочка". Гринев, жизненный путь героя повести.
29.11
М.Ю. Лермонтов "Мцыри"
06.12
Н.В. Гоголь. Идейный замысел комедии "Ревизор". Первое и второе
действие.
13.12
"Ревизор". Нравственные и социальные пороки чиновничества. Хлестаков и
чиновники.
20.12
Хлестаков и городничий. Сходства и различия образов.
27.12
Н.В. Гоголь "Шинель", судьба маленького человека.
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
17.01
И.С. Тургенев. Личность, судьба, творчество. Повесть "Ася".
24.01.
"Ася"- повесть о первой любви. История любви, как основа повести.
31.01
Анализ 16 главы. Образ Аси.
07.02
М.Е. Салтыков-Щедрин "История одного города" (отрывок). Сатира на
современные писателю порядки.
14.02
Л.Н. Толстой "После бала". Социально-нравственные проблемы в рассказе.
Поэзия родной природы. А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев, А.А. 21.02
Фет, А.Н. Майков.
28.02
А.П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ "О любви".
Из литературы ХХ века (7 ч.)
07.03
И.А. Бунин "Кавказ". И.А. Куприн "Куст сирени"
14.03
А.А. Блок "На поле Куликовом". С.А. Есенин поэма "Пугачев".
21.03
Журнал "Сатирикон". Сатира и юмор в рассказах Тэффи "Жизнь и
воротник", М. Зощенко "История болезни"
04.04
А.Т. Твардовский "Василий Теркин". История создания поэмы. Героика и
юмор в поэме. Стихи и песни о Великой Отечественной войне.
11.04
Василий Теркин как собирательный образ.
18.04
В.П. Астафьев "Фотография, на которой меня нет".
Русские поэты о Родине. Поэты русского зарубежья об оставленной Родине. 25.04
Из зарубежной литературы (3 ч.)
16.05
Из зарубежной литературы. У. Шекспир трагедия "Ромео и Джульетта". В.
Скотт "Айвенго".
Дж. Свифт "Путешествия Гулливера".
Ж.-Б. Мольер "Мещанин во дворянстве". Сатира на невежество буржуа".
Подведение итого за год (1 ч.)
23.05
Литература и история. Обзорный урок.
Учебно-методическое обеспечение
1.« Литература 8 класс.» Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2-частях. . Авторы: Коровина В. Я.,
Журавлёв В. П., Коровин В. И. Москва: «Просвещение», 2010 г
2.Ж.Н.Кританова. «Анализ произведений русской литературы. 8 класс.» Москва: «Экзамен»,2014.
3. «Читаем, думаем, спорим…». Дидактические материалы по литературе . 8 класс. Авторы составители: В.Я. Коровина, В.П.
Журавлев, В.И. Коровин. М.: «Просвещение», 2006
4. Е.Л. Ерохина. « Тесты по литературе». К учебнику В. Я. Коровиной «Литература.8 класс». М.: «Экзамен», 2013.
5.«.Программа по литературе для 5-11 классов» .Авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П.
Полухина. – М. «Просвещение», 2010 .
6. Егорова Н.В. «Универсальные поурочные разработки по литературе: 8 класс». — М.: ВАКО, 2015.
7.Н.В.Беляева. «Уроки литературы в 8 классе.» Поурочные разработки. М.: «Просвещение», 2014.
8.В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. Фонохрестоматия к учебнику "Литература. 8 класс."(1 CD MP3)
9.В.Я. Коровина, И.С. Збарский. « Литература. 8 класс. Методические советы.» М.: «Просвещение», 2003
10. М.А. Маркитанова. «Дидактические материалы по литературе. 8 класс.». М.: «Экзамен», 2014.
Литература для учащихся
1.« Литература 8 класс.» Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2-частях. . Авторы: Коровина В. Я.,
Журавлёв В. П., Коровин В. И. Москва: «Просвещение», 2010 г
2.Ж.Н.Кританова. «Анализ произведений русской литературы. 8 класс.» Москва: «Экзамен»,2014.
3. «Читаем, думаем, спорим..». Дидактические материалы по литературе . 8 класс. Авторы составители: В.Я. Коровина, В.П.
Журавлев, В.И. Коровин. М.: «Просвещение», 2006
4. Е.Л. Ерохина. « Тесты по литературе». К учебнику В. Я. Коровиной «Литература.8 класс». М.: «Экзамен», 2013.
5. Литература: справочные материалы для школьника. - М., 1994.
6. В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. Фонохрестоматия к учебнику "Литература. 8 класс."(1 CD MP3)