Рабочая программа по русскому языку 9 класс Юркив Ю.А

NIl{III,1(],t,lll,(],|,I}() lll,()(,l}lallltcllиrl р()(](]иЙс;lсоЙ rllI,]дtil,лlIии
li()N{ll,|,!.],г ()l;l,A:l()l}лlll4rl, llлyI(14 и N4оJIо/lll]}Itll()Й ll()jl14,1,14li14
lt( ).JI l,( ) l,l)л,l[(i It() Й ()I;.Jl дс"I, Lt

о,г/lI.Jt tlо оБ|,А.tоl]Аl I иtо лдми[Iис,I,рлции t{от,оl]сltого
м у [il4 l (и l l дJIlll IO [,о рлЙ oI lA l]oJl 1,o l,PA/ цско Й оБJ IАс,I,и
:i
МБ()У CIII ЛЪ (l г. Itо-гово
'

yll]E

( ()l ]l.\( ()l],,\ll()

:tl

I'Iсlтеп,rкина ().Г].
tl1,1tl,t,tlt;tl. t Jrfu l

tlr, к l 6> aIiI,\,c,I it

]()].-t l

l)АБ()tlАrl

Il

l,()гI,Ам

(II) 6096j(l2

мл

)

},.lсбll(ll,() llI)e]lN,le,|,a (l)усский rl:}ык>)
,lUIя ()бу.lаIоtI tихсrt

9 K:tacccltз

(y.tll,t,e.llt, lОркиlз IO.A.)

I

t-.

l(oтclBtl, 202zl

Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Государственного образовательного стандарта. Программа направлена на реализацию предметного
содержания уровня сложности в соответствии со статусом образовательного учреждения. Реализация программы предполагает деятельностный
подход как ведущий принцип организации урока и развития интеллектуального потенциала обучающихся. Реализация программы
осуществляется за счёт обязательной части учебного плана, составляет 102 учебных часа.
Программа: Авторская, Авторы: под редакцией М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской Программа курсов для 9 классов общеобразовательных учреждений.
Допущено Министерством образования РФ . Издание стереотипное. для общеобразовательных учреждений Министерства образования и науки РФ
«Русский язык. 5-9 классы» ,2010г
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования направлен на приведение содержания образования в соответствие с
возрастными особенностями подросткового периода, когда обучающийся устремлен к реальной практической деятельности, познанию мира,
самопознанию, самоопределению. Стандарт ориентирован не только на знаниевый, но в первую очередь на на деятельностный компонент образования, что
позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы обучающегося.
Специфика педагогических целей основной школы в большей степени связана с личным развитием детей, чем с их учебными успехами.
Федеральный компонент направлен на реализацию следующих целей:
1)Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми
умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
2)Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его
устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и
грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике
как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
3)Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национальнокультурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Одним из базовых требований к содержанию образования на ступени основного общего образования является достижение выпускниками уровня
функциональной грамотности, необходимой в современном обществе.
Одной из важнейших задач основной школы является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и
профессионального пути. Условием достижения этой задачи является последовательная индивидуализация обучения, предпрофильная подготовка на
завершающем этапе обучения в основной школе.
В основной школе обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в
школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.
Основное образование завершается обязательной итоговой государственной аттестацией выпускников. Требования настоящего стандарта к уровню
подготовки выпускников являются основной разработки контрольно-измерительных материалов указанной аттестации.
Обучающиеся, завершившие основное общее образование и выпускников, вправе продолжить обучение на ступенях среднего общего, среднего
профессионального образования.
Изучение русского языка на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
– формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира;
– знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке;

– формирование коммуникативной компетенции.

Требования к результатам освоения
выпускниками основной школы
программы по русскому языку
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия для реализации надпредметной функции, которую русский
язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения старшеклассник получает возможность совершенствовать общеучебные умения,
навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.
Концептуальная новизна курса русского языка в 9 классе состоит в том, что на базовом уровне обучения русскому языку решаются проблемы,
связанные с формированием общей культуры, с развивающими и воспитательными задачами образования, с задачами социализации личности. Данная
рабочая программа обеспечивает в процессе изучения русского языка формирование и совершенствование общеучебных умений и навыков,
базирующихся на видах речевой деятельности и предполагающих развитие речемыслительных способностей:
 коммуникативных(владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и
навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);
 интеллектуальных (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация);
 информационных (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с
текстом);
 организационных (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию) и
создаёт условия для развития общекультурного уровня старшеклассника, способного к продолжению обучения в образовательных
учреждениях высшей школы.
На первый план выдвигается компетентностный подход, на основе которого структурировано содержание данной рабочей программы, направленное
на развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
 Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи,
умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим
особенностям учащихся старшей школы.
 Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном
явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского
литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и
оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.
 Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа,
национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Планирование ориентировано на требования итоговой аттестации в новой форме (ГИА). Включены уроки по анализу текста, которые должны
способствовать формированию умения глубоко и точно понимать содержание текста: его основную проблему, позицию автора или героя, характеристику
героя, понимать отношения синонимии и антонимии, важные для содержательного анализа; опознавать изученные средства выразительности речи.
Внимание уделяется формированию у учащихся умения аргументировать положения своего высказывания, используя прочитанный текст, воспитанию

культуры доказательного аргументированного рассуждения. Включены уроки, способствующие выработке умений применять при написании сжатого
изложения известных приёмов сжатия текста (исключение, обобщение, прощение), уроки развития речи по обучению написания сочинения-рассуждения
на лингвистическую тему.
Курс русского языка в 9 классе направлен на достижение следующих целей:
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков
самоорганизации и саморазвития; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии;
освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях;
нормах речевого поведения в различных сферах общения;
овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать
функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и
пунктуационной грамотности.
В соответствии с целями преподавания русского языка основные задачи курса русского языка в выпускном классе по данной программе сводятся
к следующему:
-развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации;
-на базовом уровне предусматривается углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных
сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения;
-развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции.
Требования к уровню подготовки выпускников за курс основной школы по русскому языку
В результате изучения русского языка в основной школе ученик должен
знать
-изученные разделы науки о языке;
-смысл понятий речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; сфера и ситуация речевого общения; функциональные разновидности
языка, их основные признаки; жанры; текст, его функционально-смысловые типы;
-основные единицы языка, их признаки;
-основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы
речевого этикета;
уметь
-объяснять роль языка в жизни человека и общества; роль русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка
Российской Федерации и языка межнационального общения;
-определять тему, основную мысль текста, его принадлежность к определенной функциональной разновидности языка, функциональносмысловому типу и стилю; анализировать структуру и языковые особенности текста;

-опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
-производить все виды разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический;
-составлять сложные предложения разных типов, пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем
создаваемого текста;
-соблюдать все основные нормы литературного языка;
По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков
препинания и расставлять их в соответствии с изученными в 5-9 классах пунктуационными правилами; находить и исправлять пунктуационные
ошибки; производить пунктуационный разбор предложения;
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами,
находить и исправлять орфографические ошибки, производить орфографический разбор слов.
Правильно писать изученные в 5-9 классах слова с непроверяемыми орфограммами.
По связной речи. Определять тип и стиль текста, создавать тексты разных стилей и типов речи. Подготовить и сделать сообщение на лингвистическую
тему по одному источнику. Составлять тезисы или конспект небольшой литературно-критической статьи. Писать сочинения публицистического
характера. Писать сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Писать заявления, автобиографию. Совершенствовать содержание и языковое
оформление сочинения. Находить и исправлять различные языковые ошибки в своём тексте. Свободно и грамотно говорить на заданные темы.
Соблюдать при общении с собеседниками соответствующий речевой этикет.
Ожидаемые результаты изучения курса
 иметь представление об основных понятиях, обеспечивающих понимание сложного предложения как синтаксической единицы высшего уровня;
 знать классификацию сложных предложений и уметь разграничивать сложные предложения разных типов, правильно ставить знаки препинания в
предложениях со всеми видами придаточных, находящихся в начале, в середине или в конце СПП;
 знать все варианты постановки знаков препинания в БСП в зависимости от отношений между частями БСП и правильно ставить знаки препинания в
БСП;
 уметь составлять схемы сложных предложений и конструировать предложения по заданным схемам;
 уметь проводить синтаксический анализ сложного предложения;
 уметь осознанно оперировать языковым материалом, создавать свой оригинальный текст.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-адекватно понимать информацию устного сообщения;
-читать тексты разных стилей, используя разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
-воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (пересказ, изложение, конспект, план);
-осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения в собственной речевой
практике;
-владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение, смешанный вид монолога) и диалога (побуждение к действию,
обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
-свободно, точно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста (логичность,
последовательность, связность, соответствие теме и др.);

-соблюдать этические нормы речевого общения (нормы речевого этикета);
-соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского
литературного языка;
-соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
-владеть навыками речевого самоконтроля: оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки и
недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты;
-извлекать информацию из различных источников; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой, средствами
массовой информации, в том числе представленными в электронном виде на различных информационных носителях (компакт-диски учебного
назначения, ресурсы Интернета).

№
п/п

1
1.

Наименование
раздела
программы

2
Введение.

Количест
во часов
на
изучение
раздела
3
1

Тема урока

4
Международное
значение русского языка

Деятельность учащихся
(формы работы)

5
Анализ текстов Д.
Лихачева о языке:
определить тему, найти
ключевые слова, к
каким тематическим
группам они относятся.
Обоснование своего
отношения к выводу
Д. Лихачева: «Есть язык
народа как показатель
его культуры и язык
отдельного человека
как показатель его
личных качеств, качеств
человека, который
пользуется языком
народа».

Планируемые результаты: предметные, метапредметные,
личностные.

6
Знать содержание понятия «мировые языки», критерии
выдвижения языка на роль мирового, о месте русского языка
среди языков народов мира.
Уметь строить устное и письменное монологическое
высказывание в соответствии с нормами литературного языка.
Уметь адекватно понимать информацию устного и
письменного сообщения. Уметь извлекать информацию из
различных источников, включая средства массовой
информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы
Интернета, свободно пользоваться словарями различных
типов, справочной литературой, в том числе и на электронных
носителях.

Дом. задание

7
у.3.

Дата проведения
план

факт

8
02.09

9

2.

Повторение
изученного в 5-8
классах.

11

Р/Р. Устная и письменная
речь. Монолог, диалог.

3-4

Стили речи.

5

Простое предложение и
его грамматическая
основа.

Устное монологическое
высказывание на тему
«Значение Интернета
для российского
образования».
Составление
развёрнутого
высказывания по таблице «Разнообразие
лексического состава
русского языка».
Составление плана
учебной статьи.
Анализ речевого высказывания с точки
зрения его
соотнесенности с
функциональными
разновидностями
языка, сферами
общения и задачами
речи. Анализ статьи
журнала (газеты):
выявить языковые
средства публицистического стиля.

Знать признаки устной и письменной речи, их взаимосвязь;
виды речи по смене говорящего (монолог/диалог). Уметь
выделять признаки устной и письменной речи, определять
виды речи по смене говорящего, строить связное
монологическое высказывание на лингвистическую тему.
Уметь извлекать информацию из различных источников,
включая средства массовой информации, компакт-диски
учебного назначения, ресурсы Интернета, свободно
пользоваться словарями различных типов, справочной
литературой, в том числе и на электронных носителях.

§1-2 у.14.

05.09

Знать стили языка и их различия. Уметь различать стили
языка, строить связное монологическое высказывание на
лингвистическую тему. Уметь извлекать информацию из
различных источников, включая средства массовой
информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы
Интернета, свободно пользоваться словарями различных
типов, справочной литературой, в том числе и на электронных
носителях. Уметь соблюдать в практике речевого общения
основные орфоэпические, лексические, грамматические и
стилистические нормы современного литературного язык,
соблюдать основные правила орфографии и пунктуации в
процессе письменного общения.

§3, у.23.

06.09.
09.09.

Составление таблицы
«Основные виды
односоставных
предложений»,
заполнение ее своими
примерами,
синтаксический разбор.
Редактирование
предложений.
Создать собственное
высказывание, учитывая
ситуацию общения,
адресата, используя
характерные для каждого стиля речи
выразительные
средства языка

Знать признаки, особенности простого предложения, способы
выражения главных членов предложения, виды предложений
по наличию главных членов, виды односоставных
предложений. Уметь производить структурно-смысловой
анализ простых предложений, различать изученные виды
простых предложений, интонационно выразительно читать,
составлять схемы, расставлять знаки препинания, производить
синтаксический и пунктуационный разбор простого
предложения, анализировать языковые единицы с точки
зрения точности и уместности употребления в речи. Уметь
сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки
зрения их содержания, стилистических особенностей и
использованных языковых средств. Уметь определять цели
предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и
коллективной), последовательность действий, оценивать
достигнутые результаты и адекватно формулировать их в
устной и письменной форме.

§4, у.31.

12.09.

6

Предложения с
обособленными членами.

Творческий диктант,
пунктуационный
диктант,
конструирование
предложений по
схемам.

Знать виды обособлений в простом предложении, условия
обособления/ необособления согласованных определений и
обстоятельств. Уметь опознавать предложения с
обособленными членами, интонационно выразительно их
читать, конструировать предложения по схемам,
устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной,
грамматической и пунктуационной особенностей
предложений с обособленными членами, использовать их в
речи, уметь производить синтаксический разбор простого
осложненного предложения, уметь распознавать предл-я
различного вида и употреблять их в речи, использовать в речи
основные выразительные средства синтаксиса.

§5, у.34, 36.

13.09.

7

Обращения, вводные
слова и вставные
конструкции.

Составить текст с
использованием
предложенных вводных
слов, предложений и
вставных конструкций.

Знать опознавательные признаки обращений, вводных слов и
вводных конструкций, условия постановки знаков препинания
при обращениях, вводных словах и вставных конструкциях.
Уметь интонационно выразительно читать предложения с
ними, объяснять постановку знаков препинания, уместно
использовать в своей речи синтаксические конструкции как
средство усиления выразительности речи.

§6, у.39.

16.09.

8-9-10

Р/Р Подготовка к
написанию сжатого
изложения по тексту по
Д. Лихачёва («Прожить
жизнь с
достоинством…»).
Написание изложения.
Анализ изложения.

Написание изложения.

Составить тест
по теме
«Обособленные
члены
предложения»

19,20,23.0
9.

11-12

Контрольный диктант по
теме «Повторение
изученного в 5-8
классах».
Анализ контрольного
диктанта

Диктант с грамматическим заданием (в
форме тестов ОГЭ)

Знать особенности написания сжатого изложения, приемы
компрессии текста. Уметь связно излагать свои мысли,
выделять главное, существенное. Уметь понимать содержание
текста, воспринятого на слух, определять его тему, основную
мысль, делить текст на смысловые части, составлять план,
передавать сжато содержание текста, соблюдая нормы языка.
Уметь свободно, правильно излагать свои мысли в устной и
письменной форме. Уметь соблюдать в практике речевого
общения основные орфоэпические, лексические,
грамматические и стилистические нормы современного
литературного язык, соблюдать основные правила
орфографии и пунктуации в процессе письменного общения.
Знать правила написания изученных орфограмм, способы
проверки различных орфограмм. Уметь записывать
аудируемый текст в соответствии с нормами письма,
выполнять различные виды языкового разбора. Уметь
выполнять работу над ошибками, допущенными в
контрольном диктанте и грамматическом задании к нему.

26.09.
27.09.

13

Сложное
предложение.
Культура речи.

2

14

15

Сложносочиненные
предложения.

11

Понятие о сложном
предложении. Союзные и
бессоюзные сложные
предложения.

Составление плана
параграфа,
иллюстрирование
пунктов плана своими
примерами,
конструирование
предложений по
схемам.
Пунктуационный
диктант. Развёрнутое
высказывание в
научном стиле по
таблице «Основные виды сложных предложений»

Разделительные и
выделительные знаки
препинания между
частями сложного
предложения. Интонация
сложного предложения.

Взаимодиктант,
тестовые задания,
словарная работа.
Синтаксический,
пунктуационный разбор
предложений

Понятие о
сложносочиненном
предложении. Смысловые
отношения в
сложносочиненных
предложениях.

Наблюдение над
значением
сочинительных союзов.
Конструирование
предложений по
схемам. Составление
ССП с разными
средствами связи его
частей. Составление
таблицы и развёрнутого
высказывания в
научном стиле «Группы
сложносочиненных
предложений».

Знать основные виды сложных предложений и способы связи
между ними, Основные средства синтаксической связи
между частями сложного предложения. Уметь отличать
простое предложение от сложного, различать
сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные
предложения, определять способы и средства связи простых
предложений в сложном, строить схемы сложных
предложений, интонационно и пунктуационно оформлять
бессоюзные и союзные сложные предложения, объяснять
постановку знаков препинания в них, конструировать сложные
предложения и использовать их в речи. Уметь сопоставлять и
сравнивать речевые высказывания с точки зрения их
содержания, стилистических особенностей и использованных
языковых средств. Уметь определять цели предстоящей
учебной деятельности (индивидуальной и коллективной),
последовательность действий.
Знать о разделительных и выделительных знаках препинания
между частями сложного предложения, авторских знаках
препинания, об интонации сложного предложения. Уметь
правильно расставлять разделительные и выделительные
знаки препинания между частями сложного предложения,
интонационно оформлять сложные предложения, с разными
типами смысловых отношений между частями, моделировать
предложения. Уметь извлекать информацию из различных
источников, включая средства массовой информации,
компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета,
свободно пользоваться словарями различных типов,
справочной литературой.

§7,8, у.47.

30.09.

§9,10 у.54.

03.10.

Знать основные группы сложносочиненных предложений по
значению и союзам, их грамматические признаки, строение,
смысловые отношения между его частями и способы их
выражения. Уметь устанавливать смысловые отношения в
ССП, распознавать сложносочиненные предложения с
соединительными, разделительными и противительными
союзами, правильно расставлять знаки препинания в ССП и
объяснять их, производить пунктуационный разбор,
составлять схемы предложений и конструировать
предложения по схемам. Уметь извлекать информацию из
различных источников, включая средства массовой
информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы
Интернета, свободно пользоваться словарями различных
типов, справочной литературой.

§11-12, у.62

04.10.

16-1718

Сложносочиненные
предложения с
соединительными
союзами.
Сложносочиненные
предложения с
разделительными
союзами.
Сложносочиненные
предложения с
противительными
союзами.

Осложненное
списывание, словарная
работа, тестовые
задания.
Выполнение
практических заданий,
словарная работа,
упражнения учебника.

Знать грамматические признаки сложносочиненных
предложений, основные группы сложносочиненных
предложений по значению и союзам особенности структуры
сложносочиненных предложений с общим второстепенным
членом. Уметь устанавливать смысловые отношения в
сложносочиненных предложениях, правильно расставлять
знаки препинания в сложносочиненных предложениях с
общим второстепенным членом и объяснять их, производить
пунктуационный разбор, составлять схемы предложений и
конструировать предложения по схемам, различать
сложносочиненные предложения с общим второстепенным
членом и простые предложения с однородными членами и
обобщающим словом.

§13,14,15, у.64.

07.10.
10.10.
11.10.

19-20

Разделительные знаки
препинания между
частями ССП.
Синтаксический и
пунктуационный разбор
ССП.

Конструирование
предложений по
схемам.
Работа по составлению
сложносочиненных
предложений с
предложенными
общими
второстепенными
членами

§16-17, у71.

14.10.

21-23

Р/Р Подготовка к
написанию сочинениярассуждения на
лингвистическую тему.
Написание сочинениярассуждения. Анализ
сочинений.

Сочинение.

24-25

Контрольный диктант по
теме
«Сложносочиненные
предложения». Анализ
контрольного диктанта.
Работа над ошибками.

Контрольный диктант с
грамматическим
заданием в форме
тестов ОГЭ.

Знать о разделительных знаках препинания в
сложносочиненных предложениях, порядок синтаксического и
пунктуационного разбора сложносочиненного предложения.
Уметь устанавливать смысловые отношения между частями
сложносочиненного предложения, опознавать
сложносочиненные предложения с общим второстепенным
членом, производить синтаксический, пунктуационный
разбор, обосновывать отсутствие запятой, конструировать
предложения, правильно ставить разделительные знаки
препинания в сложносочиненном предложении. Уметь
определять цели предстоящей учебной деятельности
(индивидуальной и коллективной), последовательность
действий.
Знать строение текста-рассуждения, способы развития
основой мысли в нем; уметь отличать рассуждение от
других типов речи, опознавать в образцах характерные
для этого типа речи языковые средства, для перехода от
тезиса к доказательствам, использовать вопрос
«почему?», частицу «ведь», для связи и
последовательности мыслей, указывать вводные слова и
сочетания; уметь создавать текст-рассуждение на
лингвистическую тему. Уметь вести самостоятельный
поиск информации, ее анализ и отбор. Уметь создавать
сочинение-рассуждение, используя средства связи
между частями, соблюдать логику при переходе от одной
части к другой, использовать языковые средства,
выбирать нужное начало сочинения в зависимости от
темы, писать в соответствии с нормами русского языка.
Знать правила написания изученных орфограмм, способы
проверки различных орфограмм. Уметь записывать
аудируемый текст в соответствии с нормами письма,
выполнять различные виды языкового разбора. Уметь
выполнять работу над ошибками, допущенными в
контрольном диктанте и грамматическом задании к нему.

17.10.
18.10.
21.10.

24.10.
25.10.

26

Сложноподчиненные
предложения.

7

Понятие о
сложноподчиненном
предложении. Место
придаточного
предложения по
отношению к главному.
Знаки препинания в
сложноподчиненном
предложении..

Составление плана
параграфа,
иллюстрирование
пунктов плана своими
примерами,
конструирование
предложений по
схемам.
Пунктуационный
диктант.

27-28

Союзы и союзные слова в
сложноподчиненном
предложении.

Конструирование
предложений по
схемам, работа в
группах по заданиям
учебника, словарноорфографическая
работа.
Составление плана
параграфа,
иллюстрирование
пунктов плана своими
примерами.
Пунктуационный
диктант.

29

Роль указательных слов в
СПП.

Взаимодиктант,
тестовые задания,
словарная работа.

Знать отличительные признаки сложноподчиненного
предложения, его структуру, средства связи главного
предложения с придаточным, о месте придаточного
предложения по отношению к главному, условия постановки
знаков препинания в сложноподчиненном предложении.
Уметь определять место придаточного по отношению к
главному, производить синонимическую замену простых
предложений с обособленными членами, расставлять знаки
препинания в сложноподчиненном предложении и строить
схемы. Уметь извлекать информацию из различных
источников, включая средства массовой информации,
компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета,
свободно пользоваться словарями различных типов,
справочной литературой, в том числе и на электронных
носителях. Уметь соблюдать в практике речевого общения
основные орфоэпические, лексические, грамматические и
стилистические нормы современного литературного язык,
соблюдать основные правила орфографии и пунктуации в
процессе письменного общения.
Знать средства связи частей в сложноподчиненном
предложении, отличительные признаки союзов и союзных
слов в сложноподчиненном предложении. Уметь производить
синтаксический и пунктуационный разборы
сложноподчиненного предложения. Уметь различать союзы и
союзные слова, использовать их при конструировании СПП,
определять границы придаточных предложений, грамотно
расставлять знаки препинания в СПП. Уметь извлекать
информацию из различных источников, включая средства
массовой информации, компакт-диски учебного назначения,
ресурсы Интернета, свободно пользоваться словарями
различных типов, справочной литературой, в том числе и на
электронных носителях. Уметь соблюдать в практике речевого
общения основные орфоэпические, лексические,
грамматические и стилистические нормы современного
литературного язык, соблюдать основные правила
орфографии и пунктуации в процессе письменного общения.
Знать о синтаксической роли указательных слов в
сложноподчиненном
предложении.
Уметь
находить
указательные слова и определять в соответствии с этим вид
придаточного, находить слово, к которому относится
придаточное предложение, и задавать от него вопрос,
выяснять характер отношений между указательными словами
в главной части, их синтаксическую функцию в главном
предложении и роль в сложноподчиненном предложении,
отличать сложноподчиненное предложение с указательными
словами от сложноподчиненного предложения с двойными
союзами, правильно ставить знаки препинания. Уметь
сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки
зрения их содержания, стилистических особенностей и
использованных языковых средств.

§18-19, у.89

07.11.

§20, у.96.

08.11.
11.11.

§21, у.105.

14.11.

30-3132

33-34

35

Основные
группы
сложноподчине
нных
предложений

23

Р/Р Подготовка к
написанию сжатого
изложения по тексту В.
Салоухина («У
человеческого искусства
были два пути
развития…»). Написание
изложения.
Анализ изложения.

Написание изложения.

Виды придаточных
предложений. СПП с
придаточными
определительными.

Составление
описательной
миниатюры с
сложноподчиненными
предложениями с
придаточными
определительными,
работа по карточкам с
индивидуальным
заданием,
редактирование
текстов. Синонимичная
замена СПП с
придаточным определительным на
простые с обособленным определением.
Составление предложений по схемам.

СПП с придаточными
изъяснительными.

Составление
повествовательной
миниатюры,
включающей
сложноподчиненные
предложения с
придаточными
дополнительными,
тестовые задания.

Знать особенности написания сжатого изложения, приемы
компрессии текста. Уметь связно излагать свои мысли,
выделять главное, существенное. Уметь понимать содержание
текста, воспринятого на слух, определять его тему, основную
мысль, делить текст на смысловые части, составлять план,
передавать сжато содержание текста, соблюдая нормы языка.
Уметь свободно, правильно излагать свои мысли в устной и
письменной форме. Уметь соблюдать в практике речевого
общения основные орфоэпические, лексические,
грамматические и стилистические нормы современного
литературного язык, соблюдать основные правила
орфографии и пунктуации в процессе письменного общения.
Знать виды сложноподчиненных предложений по строению и
значению, способы их различения, правила постановки знаков
препинания в сложноподчиненном предложении. Уметь
определять вид придаточного по вопросу, союзу или
союзному слову, определять роль указательного слова,
разграничивать однозначные и многозначные придаточные,
анализировать
разные
виды
сложноподчиненных
предложений,
составлять
схемы,
конструировать
предложения по схемам, объяснять постановку знаков
препинания в сложноподчиненном предложении, вычленять
их из текста и правильно употреблять в речи. Знать виды
придаточных предложений, отличительные особенности
придаточных определительных, их функции, способы
присоединения к главному предложению. Уметь находить
определительные придаточные по характеру смысловой связи
между частями, значению союзных слов, определять
синтаксическую функцию союзного слова, производить
синонимическую замену сложноподчиненных предложений с
придаточными определительными на простые с разными
видами определений, объяснять постановку знаков
препинания. Вычленять сложноподчиненные предложения с
придаточными определительными из текста.
Знать особенности структуры сложноподчиненного
предложения с придаточными изъяснительными, место
придаточного изъяснительного по отношению к главному,
средства связи придаточного с главным. Уметь различать
подчинительные союзы и союзные слова, опознавать
сложноподчиненные предложения с придаточными
изъяснительными по характеру смысловой связи между
частями, значению подчинительных союзов и союзных слов,
конструировать сложноподчиненные предложения с
придаточными изъяснительными, заменять их на
предложения с прямой речью, производить пунктуационный
разбор, использовать в речи. Уметь соблюдать в практике
речевого общения основные орфоэпические, лексические,
грамматические и стилистические нормы современного
литературного язык.

15.11.
18.11.
21.11.

§22, у.107

22.11.
25.11.

§23, у.117.

28.11.

36-3738

Р/Р Подготовка к
написанию сжатого
изложения по тексту
Д.Лихачева («Пожелание
добра людям…»)
Написание изложения.
Анализ изложения.

39

СПП с придаточными
обстоятельственными.
СПП с придаточными
времени и места.

Конструирование
предложений по
схемам, работа в
группах по заданиям
учебника, словарноорфографическая
работа.
Употребление в речи,
поиск в текстах
художественных
произведений,
сопоставление с
определительными
придаточными с
союзными словами
«где», «откуда», «куда»

40-4142

СПП с придаточными
причины, условия,
уступки, цели и следствия.

Синтаксический,
пунктуационный
разбор. Сравнение
модели СПП с
придаточными причины
и следствия, выявление
общих признаков.

Знать особенности написания сжатого изложения, приемы
компрессии текста. Уметь связно излагать свои мысли,
выделять главное, существенное. Уметь понимать содержание
текста, воспринятого на слух, определять его тему, основную
мысль, делить текст на смысловые части, составлять план,
передавать сжато содержание текста, соблюдая нормы языка.
Уметь свободно, правильно излагать свои мысли в устной и
письменной форме. Уметь соблюдать в практике речевого
общения основные орфоэпические, лексические,
грамматические и стилистические нормы современного
литературного язык, соблюдать основные правила
орфографии и пунктуации в процессе письменного общения.
Знать виды придаточных обстоятельственных, особенности
структуры сложноподчиненных предложений с придаточными
обстоятельственными. Уметь находить придаточные
обстоятельственными по характеру смысловой связи между
частями, значению подчинительных союзов и союзных слов,
определять средства связи придаточных с главными,
производить пунктуационный разбор, использовать в речи.
Уметь употреблять сложноподчиненные предложения с
придаточными места и времени, сопоставлять с
определительными придаточными с союзными словами
«где», «куда», «откуда». Уметь сопоставлять и сравнивать
речевые высказывания с точки зрения их содержания,
стилистических особенностей и использованных языковых
средств. Уметь соблюдать в практике речевого общения
основные орфоэпические, лексические, грамматические и
стилистические нормы современного литературного язык,
соблюдать основные правила орфографии и пунктуации в
процессе письменного общения.
Знать группы придаточных обстоятельственных,
особенности сложноподчиненных предложеий с
придаточными причины, следствия, условия. Уметь
опознавать СПП с придаточными причины, следствия, условия
по характеру смысловой связи между частями, значению
подчинительных союзов, конструировать предложения с
этими видами придаточных, выразительно читать,
употреблять в речи, производить синонимичную замену,
сравнивать модели сложноподчиненных предложений с
придаточными причины и следствия, выявлять общее между
СПП с придаточным уступительным и СПП с противительными
союзами и стилистические смысловые различия между ними.
Уметь соблюдать в практике речевого общения основные
орфоэпические, лексические, грамматические и
стилистические нормы современного литературного язык,
соблюдать основные правила орфографии и пунктуации в
процессе письменного общения.

29.11.
02.12.
05.12.

§24-25, у.126.

06.12.

§26, у.144, 155.

09.12.
12.12.
13.12.

СПП с придаточными
образа действия, меры,
степени и
сравнительными.

Графический диктант.
Конструирование предложений с этими
видами придаточных,
выразительное чтение,
употребление в речи,
синонимическая
замена, выявление общего между СПП с
придаточным
уступительным и ССП с
противительными
союзами.

43-4445

Р/Р Подготовка к
написанию сочинениярассуждения по заданию
13.2. Написание
сочинения-рассуждения.
Анализ сочинения

Написание сочинения.

46-4748

СПП с несколькими
придаточными, знаки
препинания в них.

49

Синтаксический и
пунктуационный разбор
сложноподчиненного
предложения.

Осложненное
списывание, словарная
работа, тестовые
задания.
Синонимичная замена
предложений.
Структурносемантический анализ
СПП с несколькими
придаточными.
Синтаксический и
пунктуационный
разбор.
Конструирование СПП.
Редактирование СПП с
использованием
синтаксических
синонимов.

Знать особенности сложноподчиненных предложений с
придаточными образа действия, меры, степени и сравнения.
Уметь опознавать СПП с придаточными образа действия,
меры, степени и сравнения по характеру смысловой связи
между частями, значению подчинительных союзов, отличать
СПП с придаточными сравнения от простых со сравнительным
оборотом, оценивать роль придаточных образа действия,
степени и сравнения в художественных текстах,
конструировать предл-я данной конструкции и употреблять в
речи. Уметь определять значения сравнений, выраженные
различными способами: словосочетанием, фразеологизмом,
сравнительным оборотом, составное именное сказуемое, СПП
с придаточным сравнения, уметь ставить знаки препинания в
предложениях с союзом «как», употреблять эти конструкции в
речи, определять их значения в тексте.
Знать строение текста-рассуждения, способы развития
основой мысли в нем; уметь отличать рассуждение от других
типов речи, опознавать в образцах характерные для этого типа
речи языковые средства, для перехода от тезиса к
доказательствам, использовать вопрос «почему?», частицу
«ведь», для связи и последовательности мыслей, указывать
вводные слова и сочетания; уметь создавать текстрассуждение. Уметь создавать сочинение-рассуждение,
используя средства связи между частями, соблюдать логику
при переходе от одной части к другой, использовать языковые
средства, выбирать нужное начало сочинения в зависимости
от темы, писать в соответствии с нормами русского языка.
Знать классификацию сложноподчиненных предложений с
несколькими придаточными, пунктограмму «Отсутствие
запятой между однородными придаточными». Уметь
различать сложноподчиненные предложения с однородным,
параллельным и последовательным подчинением, производить структурно-семантический анализ СПП с несколькими
придаточными, составлять их схемы и конструировать по схемам,
интонационно и пунктуационно оформлять, наблюдать за
использованием сложных синтаксических конструкций в текстах
разных стилей и типов.
Знать текстообразующую роль синтаксических синонимов
сложноподчиненных предложений. Уметь производить
замену СПП синтаксическими синонимами.
Знать порядок синтаксического и пунктуационного разбора
СПП. Уметь производить данные виды разборов, определять
вид придаточного в СПП, выделять главную и придаточную
части, определять средства связи, конструировать СПП,
пользоваться синтаксическими синонимами, уметь находить
СПП в художественных текстах. Уметь сопоставлять и
сравнивать речевые высказывания с точки зрения их
содержания, стилистических особенностей и использованных
языковых средств.

§27, у.161.

16.12.
19.12.
20.12.

§28, у.169, 172.

23.12.
26.12.
27.12.

§29-30, у.179

13.01.

50-51

Повторение и обобщение
по теме «СПП».

Составление схем,
составление
предложений по
схемам.

52-53

Р/Р Подготовка к
написанию сжатого
изложения по тексту
С.Львову («Человек
совершил проступок…»)
Написание изложения.
Анализ изложения.

Написание изложение.

54-55

Контрольная работа по
теме
«Сложноподчиненные
предложения».
Анализ контрольной
работы. Работа над
ошибками.

Выполнение
контрольной работы.

Понятие о БСП. Интонация
в БСП. БСП со значением
перечисления. Запятая и
точка с запятой.

Составление
предложений по
схемам,
комментированное
письмо, тестовые
задания,
индивидуальная работа
по карточкам.

56

Бессоюзные
сложные
предложения.

10

Знать
отличительные
признаки
сложноподчиненных
предложений, виды придаточных предложений, виды
подчинения. Уметь производить пунктуационный и
синтаксический разборы, лингвистический анализ текста, в
том числе с точки зрения синтаксиса сложноподчиненного
предложения, владеть основными синтаксическими нормами
современного русского языка. Уметь извлекать информацию
из различных источников, включая средства массовой
информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы
Интернета, свободно пользоваться словарями различных
типов, справочной литературой, в том числе и на электронных
носителях. Уметь сопоставлять и сравнивать речевые
высказывания с точки зрения их содержания, стилистических
особенностей и использованных языковых средств.
Знать особенности написания сжатого изложения, приемы
компрессии текста. Уметь связно излагать свои мысли,
выделять главное, существенное. Уметь понимать содержание
текста, воспринятого на слух, определять его тему, основную
мысль, делить текст на смысловые части, составлять план,
передавать сжато содержание текста, соблюдая нормы языка.
Уметь свободно, правильно излагать свои мысли в устной и
письменной форме. Уметь соблюдать в практике речевого
общения
основные
орфоэпические,
лексические,
грамматические и стилистические нормы современного
литературного
язык,
соблюдать
основные
правила
орфографии и пунктуации в процессе письменного общения.
Знать правила написания изученных орфограмм, способы
проверки различных орфограмм. Уметь записывать
аудируемый текст в соответствии с нормами письма,
выполнять различные виды языкового разбора. Уметь
выполнять работу над ошибками, допущенными в
контрольном диктанте и грамматическом задании к нему.
Уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор
сложноподчиненного предложения, конструировать СПП разных видов, интонационно правильно читать, пунктуационно
оформлять.
Знать основные грамматические признаки бессоюзных
сложных предложений, правила постановки запятой и точки с
запятой в бессоюзных сложных предложениях. Уметь
опознавать их в тексте, выявлять смысловые отношения
между частями, расставлять знаки препинания, обосновывать
их выбор, выразительно читать бессоюзные сложные
предложения,
конструировать
бессоюзные
сложные
предложения, употреблять в речи. Уметь сопоставлять и
сравнивать речевые высказывания с точки зрения их
содержания, стилистических особенностей и использованных
языковых средств. Уметь соблюдать в практике речевого
общения
основные
орфоэпические,
лексические,
грамматические и стилистические нормы современного
литературного язык.

Контрольные
вопросы, у.183.

16.01.
17.01.

20.01.
23.01.

24.01.
27.01.

§31-33, у.191.

30.01.

57-58

БСП со значением
причины, пояснения,
дополнения. Двоеточие в
БСП.

Пунктуационный
диктант,
распределительный
диктант,
конструирование
предложений по
схемам.

Знать условия постановки двоеточия между частями
бессоюзного сложного предложения. Уметь выявлять
смысловые отношения между частями бессоюзного сложного
предложения, конструировать предложения с данными
значениями причины, пояснения, дополнения, интонационно
и пунктуационно оформлять, выразительно читать
бессоюзные сложные предложения, сопоставлять сложные
союзные и бессоюзные сложные предложения как
синтаксические синонимы. Уметь сопоставлять и сравнивать
речевые высказывания с точки зрения их содержания,
стилистических особенностей и использованных языковых
средств.

59-60

Р/Р Подготовка к
написанию сочинениярассуждения по заданию
13.3 Написание
сочинения-рассуждения.

Написание сочинения

61-6263

БСП со значением
противопоставления,
времени, условия и
следствия. Тире в БСП.
Синтаксический и
пунктуационный разбор
БСП. Повторение и
обобщение изученного.

Составить и записать
тезисный план
параграфа,
проиллюстрировать
своими примерами.
Пунктуационный
диктант,
распределительный
диктант,
конструирование
предложений по
схемам.

64-65

Контрольный тест в
формате ОГЭ по теме
«Бессоюзные сложные
предложения»

Тестирование.

Знать строение текста-рассуждения, способы развития
основой мысли в нем; уметь отличать рассуждение от других
типов речи, опознавать в образцах характерные для этого типа
речи языковые средства, для перехода от тезиса к
доказательствам, использовать вопрос «почему?», частицу
«ведь», для связи и последовательности мыслей, указывать
вводные слова и сочетания; уметь создавать текстрассуждение на лингвистическую тему. Уметь вести
самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор.
Уметь создавать сочинение-рассуждение, используя средства
связи между частями, соблюдать логику при переходе от
одной части к другой, использовать языковые средства,
выбирать нужное начало сочинения в зависимости от темы,
писать в соответствии с нормами русского языка.
Знать условия постановки тире между частями сложного
бессоюзного предложения, порядок синтаксического разбора
бессоюзного предложения. Уметь выявлять смысловые
отношения
между
частями
бессоюзного
сложного
предложения, конструировать предложения с данными
значениями времени, условия и следствия, интонационно и
пунктуационно оформлять, сопоставлять сложные союзные и
бессоюзные сложные предложения как синтаксические
синонимы, выполнять синтаксический и пунктуационный
разбор бессоюзного предложения. Уметь извлекать
информацию из различных источников, включая средства
массовой информации, компакт-диски учебного назначения,
ресурсы Интернета, свободно пользоваться словарями
различных типов, справочной литературой.
Знать правила написания изученных орфограмм, способы
проверки различных орфограмм. Уметь записывать
аудируемый текст в соответствии с нормами письма,
выполнять различные виды языкового разбора. Уметь
выполнять работу над ошибками, допущенными в
контрольном диктанте и грамматическом задании к нему.

§34, у.197.

31.01.
03.02.

06.02.
07.02.

§35, §36, у.200,
204

10.02.
13.02.
14.02.

17.02.
20.02.

66-67

Сложные
предложения с
различными
видами связи.

12

Употребление союзной
(сочинительной и
подчинительной) и
бессоюзной связи в СП.

Самостоятельная
работа, индивидуальная
работа по карточкам,
тестирование.

Знать структурные особенности сложных предложений с
разными видами связей, основные разновидности
предложений в зависимости от сочетания видов связи,
интонационные и пунктуационные особенности сложных
предложений с разными видами связи. Уметь опознавать
сложные синтаксические конструкции в тексте в зависимости
от сочетания видов связи, правильно ставить знаки
препинания в сложных предложениях с разными видами
связи, производить синтаксический разбор, правильно строить
данные предложения и употреблять в речи. Уметь извлекать
информацию из различных источников, включая средства
массовой информации, компакт-диски учебного назначения,
ресурсы Интернета, свободно пользоваться словарями
различных типов, справочной литературой, в том числе и на
электронных носителях. Уметь определять цели предстоящей
учебной деятельности (индивидуальной и коллективной),
последовательность действий.

§37, у.212.

21.02.
24.02.

68-6970

Знаки препинания в
сложных предложениях с
различными видами
связи. Синтаксический и
пунктуационный разбор
сложного предложения с
различными видами
связи.

Объяснительный
диктант, схематический
диктант, синтаксический
разбор. Тестирование.

§38-39 у. 217,
218.

27.02,
28.02.

71-72

Р/Р Подготовка к
написанию сжатого
изложения по тексту
А.А. Лиханова («Время
меняет людей…»).
Написание изложения.
Анализ изложения.

Сочинение.

Знать структурные особенности сложных предложений с
разными видами связей, порядок синтаксического разбора
сложного предложения с различными видами связи. Уметь
правильно ставить знаки препинания в сложных
предложениях с разными видами связи, разделять запятой
рядом стоящие союзы и союзные слова (и (но), если; и (но),
когда; что – если, что – когда и др.), редактировать текст с
учетом синтаксических норм языка, строить схемы,
конструировать предложения, выявлять смысловые
отношения, средства связи частей, выразительно читать,
интонационно и пунктуационно оформлять, находить
заданные конструкции в тексте, объяснять в них пунктуацию,
выполнять синтаксический разбор. Уметь сопоставлять и
сравнивать речевые высказывания с точки зрения их
содержания, стилистических особенностей и использованных
языковых средств. Уметь соблюдать в практике речевого
общения основные орфоэпические, лексические,
грамматические и стилистические нормы современного
литературного языка.
Знать особенности написания сжатого изложения, приемы
компрессии текста. Уметь связно излагать свои мысли,
выделять главное, существенное. Уметь понимать содержание
текста, воспринятого на слух, определять его тему, основную
мысль, делить текст на смысловые части, составлять план,
передавать сжато содержание текста, соблюдая нормы языка.
Уметь свободно, правильно излагать свои мысли в устной и
письменной форме. Уметь соблюдать в практике речевого
общения
основные
орфоэпические,
лексические,
грамматические и стилистические нормы современного
литературного
язык,
соблюдать
основные
правила
орфографии и пунктуации в процессе письменного общения.

03.03.
06.03.

73

Р.р. Публичная речь.

Владение основными
видами публичных
выступлений
(высказывание,
монолог, дискуссия,
полемика), следование
этическим нормам и
правилам ведения
диалога (диспута).

Знать особенности публичной речи, публичного выступления,
его структурные и языковые особенности. Уметь составлять
публичное выступление для родительского собрания на одну
из предложенных тем, учитывая его структурные и языковые
особенности. Уметь извлекать информацию из различных
источников, включая средства массовой информации,
компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета,
свободно пользоваться словарями различных типов,
справочной литературой.

§40, у.220.

07.03.

74-75

Обобщение и
систематизация знаний по
теме «Сложные
предложения с
различными видами
связи».

Тестирование,
схематический диктант,
синтаксический разбор.

Контрольные
вопросы, у.224

10.03.
13.03.

76-77

Контрольный диктант по
теме «Сложные
предложения с
различными видами
связи». Анализ
контрольного диктанта.
Работа над ошибками.

Написание диктанта.

Знать структурные особенности сложных предложений с
разными видами связей. Уметь правильно ставить знаки
препинания в сложных предложениях с разными видами
связи, разделять запятой рядом стоящие союзы и союзные
слова (и (но), если; и (но), когда; что – если, что – когда и др.),
редактировать текст с учетом синтаксических норм языка,
строить схемы, конструировать предложения, выявлять
смысловые отношения, средства связи частей, выразительно
читать, интонационно и пунктуационно оформлять, находить
заданные конструкции в тексте, объяснять в них пунктуацию.
Уметь сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с
точки зрения их содержания, стилистических особенностей и
использованных языковых средств.
Знать правила написания изученных орфограмм, способы
проверки различных орфограмм. Уметь записывать
аудируемый текст в соответствии с нормами письма,
выполнять различные виды языкового разбора. Уметь
выполнять работу над ошибками, допущенными в
контрольном диктанте и грамматическом задании к нему.
Уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор
сложноподчиненного предложения, конструировать СПП разных видов, интонационно правильно читать, пунктуационно
оформлять. Знать изученные орфограммы, основные нормы
русского
литературного
языка
(грамматические,
орфографические, пунктуационные).

Фонетика и графика.

Синтаксический разбор
простого предложения
по плану, творческий
диктант.

Знать определение понятия «фонетика», основные единицы
фонетики, их признаки, образование звуков речи, понятие
«нормы русского языка». Уметь различать звук и букву,
гласные и согласные звуки, соблюдать нормы произношения.
Знать основные единицы фонетики, их признаки, особенности
образования гласных и согласных звуков, характеристику
гласных и согласных звуков, понятие «транскрипция». Уметь
различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки,
анализировать
звуковой
состав
слова,
выполнять
транскрипцию слова. Уметь сопоставлять и сравнивать
речевые высказывания с точки зрения их содержания,
стилистических особенностей и использованных языковых
средств.

§41, у.230.

78-79

Повторение и
систематизация
изученного в 5-9
классах.

20

14.03.
17.03

20.03.
21.03

80-81

Лексикология (лексика) и
фразеология.

Объяснительный
диктант, схематический
диктант, лексический
разбор. Тестирование.

82-83

Морфемика.
Словообразование.

Тестирование,
словообразовательный
и морфемный разбор.

84-8686-8788-8990

Морфология.

Тестирование,
объяснительный
диктант.

91

Синтаксис. Способы
передачи чужой речи.

Взаимодиктант,
тестовые задания,
словарная работа.

Знать определение понятий «лексика», «фразеология», об
употреблении слов в речи в зависимости от лексического
значения; основные способы объяснения лексического
значения. Уметь толковать лексическое значение слов
известными способами, использовать морфемный и
словообразовательный анализ слов для правильного
написания, производить синонимическую замену слов,
употреблять в речи синонимы, антонимы, фразеологизмы.
Уметь сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с
точки зрения их содержания, стилистических особенностей и
использованных языковых средств.
Знать виды морфем: корень, приставку, суффикс, окончание,
основу слова, чередование звуков в морфемах, основные
способы образования слов. Знать определение понятий
«морфемика», основные морфемы слова. Уметь определять
цели предстоящей учебной деятельности, оценивать
достигнутые результаты и адекватно формулировать их в
устной и письменной форме. Уметь выделять морфемы на
основе смыслового анализа слова, отличать морфемы от звука
(буквы) и слога, графически обозначать морфемы в словах.
Уметь определять цели предстоящей учебной деятельности
(индивидуальной и коллективной), последовательность
действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно
формулировать их в устной и письменной форме.
Знать самостоятельные и служебные части речи, общее
грамматическое значение, морфологические признаки,
синтаксическую роль частей речи, алгоритм распознавания
частей речи. Уметь отличать самостоятельные части речи от
служебных по общему грамматическому значению, по
вопросу, синтаксической роли в предложении, приводить
примеры слов разных частей речи и составлять с ними
словосочетания, выполнять грамматические разборы. Уметь
вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор.
Уметь соблюдать в практике речевого общения основные
орфоэпические, лексические, грамматические и
стилистические нормы современного литературного язык.
Знать определение понятий «слова автора», «прямая речь»,
«косвенная речь». Знать место прямой речи по отношению к
словам автора, различать варианты расстановки знаков
препинания в зависимости от характера предложений в
прямой речи и ее места в конструкции. Уметь определять
слова автора и прямую речь, составлять предложения с
прямой речью, схемы предложений с прямой речью. Уметь
анализировать предложения с прямой и косвенной речью,
определять зависимость места прямой речи в предложении от
слов автора, конструировать предложения, включать в
собственную речь, вводить цитату в качестве прямой речи.
Уметь составлять схемы предложений с прямой и косвенной
речью. Уметь вести самостоятельный поиск информации, ее
анализ и отбор.

§42, у.232

03.04.
04.04.

§43-44, у.237,
240.

07.04.
10.04

§45, у.248

11.04.25.04..

§46, у.253.

28.04.

92-9394

Орфография. Пунктуация.

Пунктуационный
диктант,
распределительный
диктант,
конструирование
предложений по
схемам.

95-9697

Итоговая контрольная
работа. Анализ
контрольной работы.
Работа над ошибками.

Написание контрольной
работы.

98-99100101102

Резервные уроки

Знать понятие «орфография», «орфограмма-буква»»
«орфограмма». Знать основные теоретические положения,
изучаемые в разделе «Синтаксис простого и сложного
предложения». Уметь определять цели предстоящей учебной
деятельности, оценивать достигнутые результаты и адекватно
формулировать их в устной и письменной форме, уметь
классифицировать орфограммы и применять алгоритмы
выбора верного написания, графически обозначать их. Уметь
различать и правильно интонировать различные по цели
высказывания и эмоциональной окраске предложения,
находить грамматические основы, отличать простые
осложненные предложения от сложных, производить
синтаксический и пунктуационный разбор предложений,
пунктуационно оформлять свою речь. Уметь свободно,
правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Уметь сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с
точки зрения их содержания, стилистических особенностей и
использованных языковых средств. Уметь соблюдать в
практике речевого общения основные орфоэпические,
лексические, грамматические и стилистические нормы
современного литературного язык, соблюдать основные
правила орфографии и пунктуации в процессе письменного
общения.
Знать правила написания изученных орфограмм, способы
проверки различных орфограмм. Уметь записывать
аудируемый текст в соответствии с нормами письма,
выполнять различные виды языкового разбора. Уметь
выполнять работу над ошибками, допущенными в
контрольном диктанте и грамматическом задании к нему.
Уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор
сложноподчиненного предложения, конструировать СПП разных видов, интонационно правильно читать, пунктуационно
оформлять. Знать изученные орфограммы, основные нормы
русского
литературного
языка
(грамматические,
орфографические, пунктуационные). Уметь применять
изученные правила, пользоваться определенными способами
по их применению.

§47, у.263

05.05.
08.05.
12.05.

15.05.
16.05.
19.05.

22.05
25.05


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».