Рабочая программа по русскому языку 9 класс Перепелицына Л.В

№
п/п

Наименование
раздела
программы

1
1.

2
Введение.

2.

Повторение
изученного в 5-8
классах.

3-4

Количест
во часов
на
изучение
раздела
3
1

Тема урока

11

Р/Р. Устная и письменная
речь. Монолог, диалог.
Сжатое изложение

4
Международное
значение русского языка

Стили речи.

Деятельность учащихся
(формы работы)

5
Анализ текстов Д.
Лихачева о языке:
определить тему, найти
ключевые слова, к
каким тематическим
группам они относятся.
Обоснование своего
отношения к выводу
Д. Лихачева: «Есть язык
народа как показатель
его культуры и язык
отдельного человека
как показатель его
личных качеств, качеств
человека, который
пользуется языком
народа».
Устное монологическое
высказывание на тему
«Значение Интернета
для российского
образования».
Составление
развёрнутого
высказывания по таблице «Разнообразие
лексического состава
русского языка».
Составление плана
учебной статьи.
Анализ речевого высказывания с точки
зрения его
соотнесенности с
функциональными
разновидностями
языка, сферами
общения и задачами
речи. Анализ статьи
журнала (газеты):
выявить языковые
средства публицистического стиля.

Планируемые результаты: предметные, метапредметные,
личностные.

Дом. задание

Дата проведения
план

факт
9

6
Знать содержание понятия «мировые языки», критерии
выдвижения языка на роль мирового, о месте русского языка
среди языков народов мира.
Уметь строить устное и письменное монологическое
высказывание в соответствии с нормами литературного языка.
Уметь адекватно понимать информацию устного и
письменного сообщения. Уметь извлекать информацию из
различных источников, включая средства массовой
информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы
Интернета, свободно пользоваться словарями различных
типов, справочной литературой, в том числе и на электронных
носителях.

7
у.3.

8
03.09.

Знать признаки устной и письменной речи, их взаимосвязь;
виды речи по смене говорящего (монолог/диалог). Уметь
выделять признаки устной и письменной речи, определять
виды речи по смене говорящего, строить связное
монологическое высказывание на лингвистическую тему.
Уметь извлекать информацию из различных источников,
включая средства массовой информации, компакт-диски
учебного назначения, ресурсы Интернета, свободно
пользоваться словарями различных типов, справочной
литературой, в том числе и на электронных носителях.

§1-2 у.14.

06.09.

Знать стили языка и их различия. Уметь различать стили
языка, строить связное монологическое высказывание на
лингвистическую тему. Уметь извлекать информацию из
различных источников, включая средства массовой
информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы
Интернета, свободно пользоваться словарями различных
типов, справочной литературой, в том числе и на электронных
носителях. Уметь соблюдать в практике речевого общения
основные орфоэпические, лексические, грамматические и
стилистические нормы современного литературного язык,
соблюдать основные правила орфографии и пунктуации в
процессе письменного общения.

§3, у.23.
06.09.
10.09.

5

Простое предложение и
его грамматическая
основа.

Составление таблицы
«Основные виды
односоставных
предложений»,
заполнение ее своими
примерами,
синтаксический разбор.
Редактирование
предложений.
Создать собственное
высказывание, учитывая
ситуацию общения,
адресата, используя
характерные для каждого стиля речи
выразительные
средства языка

Знать признаки, особенности простого предложения, способы
выражения главных членов предложения, виды предложений
по наличию главных членов, виды односоставных
предложений. Уметь производить структурно-смысловой
анализ простых предложений, различать изученные виды
простых предложений, интонационно выразительно читать,
составлять схемы, расставлять знаки препинания, производить
синтаксический и пунктуационный разбор простого
предложения, анализировать языковые единицы с точки
зрения точности и уместности употребления в речи. Уметь
сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки
зрения их содержания, стилистических особенностей и
использованных языковых средств. Уметь определять цели
предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и
коллективной), последовательность действий, оценивать
достигнутые результаты и адекватно формулировать их в
устной и письменной форме.

§4, у.31.

13.09.

6

Предложения с
обособленными членами.

Творческий диктант,
пунктуационный
диктант,
конструирование
предложений по
схемам.

Знать виды обособлений в простом предложении, условия
обособления/ необособления согласованных определений и
обстоятельств. Уметь опознавать предложения с
обособленными членами, интонационно выразительно их
читать, конструировать предложения по схемам,
устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной,
грамматической и пунктуационной особенностей
предложений с обособленными членами, использовать их в
речи, уметь производить синтаксический разбор простого
осложненного предложения, уметь распознавать предл-я
различного вида и употреблять их в речи, использовать в речи
основные выразительные средства синтаксиса.

§5, у.34, 36.

13.09.

7

Обращения, вводные
слова и вставные
конструкции.

Составить текст с
использованием
предложенных вводных
слов, предложений и
вставных конструкций.

Знать опознавательные признаки обращений, вводных слов и
вводных конструкций, условия постановки знаков препинания
при обращениях, вводных словах и вставных конструкциях.
Уметь интонационно выразительно читать предложения с
ними, объяснять постановку знаков препинания, уместно
использовать в своей речи синтаксические конструкции как
средство усиления выразительности речи.

§6, у.39.

17.09.

8-9-10

Р/Р Подготовка к
написанию сжатого
изложения по тексту по
Д. Лихачёва («Прожить
жизнь с
достоинством…»).
Написание изложения.
Анализ изложения.

Написание изложения.

Знать особенности написания сжатого изложения, приемы
компрессии текста. Уметь связно излагать свои мысли,
выделять главное, существенное. Уметь понимать содержание
текста, воспринятого на слух, определять его тему, основную
мысль, делить текст на смысловые части, составлять план,
передавать сжато содержание текста, соблюдая нормы языка.
Уметь свободно, правильно излагать свои мысли в устной и
письменной форме. Уметь соблюдать в практике речевого
общения основные орфоэпические, лексические,
грамматические и стилистические нормы современного
литературного язык, соблюдать основные правила
орфографии и пунктуации в процессе письменного общения.

Составить тест
по теме
«Обособленные
члены
предложения»

20.09.
20.09.
24.09.

11-12

13

Сложное
предложение.
Культура речи.

2

14

15

Сложносочиненные
предложения.

11

Контрольный тест по
теме «Повторение
изученного в 5-8
классах».
ВПР

Диктант с грамматическим заданием (в
форме тестов ОГЭ)

Понятие о сложном
предложении. Союзные и
бессоюзные сложные
предложения.

Составление плана
параграфа,
иллюстрирование
пунктов плана своими
примерами,
конструирование
предложений по
схемам.
Пунктуационный
диктант. Развёрнутое
высказывание в
научном стиле по
таблице «Основные виды сложных предложений»

Разделительные и
выделительные знаки
препинания между
частями сложного
предложения. Интонация
сложного предложения.

Взаимодиктант,
тестовые задания,
словарная работа.
Синтаксический,
пунктуационный разбор
предложений

Понятие о
сложносочиненном
предложении. Смысловые
отношения в
сложносочиненных
предложениях.

Наблюдение над
значением
сочинительных союзов.
Конструирование
предложений по
схемам. Составление
ССП с разными
средствами связи его
частей. Составление
таблицы и развёрнутого
высказывания в
научном стиле «Группы
сложносочиненных
предложений».

Знать правила написания изученных орфограмм, способы
проверки различных орфограмм. Уметь записывать
аудируемый текст в соответствии с нормами письма,
выполнять различные виды языкового разбора. Уметь
выполнять работу над ошибками, допущенными в
контрольном диктанте и грамматическом задании к нему.
Знать основные виды сложных предложений и способы связи
между ними, Основные средства синтаксической связи
между частями сложного предложения. Уметь отличать
простое предложение от сложного, различать
сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные
предложения, определять способы и средства связи простых
предложений в сложном, строить схемы сложных
предложений, интонационно и пунктуационно оформлять
бессоюзные и союзные сложные предложения, объяснять
постановку знаков препинания в них, конструировать сложные
предложения и использовать их в речи. Уметь сопоставлять и
сравнивать речевые высказывания с точки зрения их
содержания, стилистических особенностей и использованных
языковых средств. Уметь определять цели предстоящей
учебной деятельности (индивидуальной и коллективной),
последовательность действий.
Знать о разделительных и выделительных знаках препинания
между частями сложного предложения, авторских знаках
препинания, об интонации сложного предложения. Уметь
правильно расставлять разделительные и выделительные
знаки препинания между частями сложного предложения,
интонационно оформлять сложные предложения, с разными
типами смысловых отношений между частями, моделировать
предложения. Уметь извлекать информацию из различных
источников, включая средства массовой информации,
компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета,
свободно пользоваться словарями различных типов,
справочной литературой.
Знать основные группы сложносочиненных предложений по
значению и союзам, их грамматические признаки, строение,
смысловые отношения между его частями и способы их
выражения. Уметь устанавливать смысловые отношения в
ССП, распознавать сложносочиненные предложения с
соединительными, разделительными и противительными
союзами, правильно расставлять знаки препинания в ССП и
объяснять их, производить пунктуационный разбор,
составлять схемы предложений и конструировать
предложения по схемам. Уметь извлекать информацию из
различных источников, включая средства массовой
информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы
Интернета, свободно пользоваться словарями различных
типов, справочной литературой.

27.09.
27.09.

§7,8, у.47.

30.09.

§9,10 у.54.

04.10.

§11-12, у.62

04.10.

16-1718

Сложносочиненные
предложения с
соединительными
союзами.
Сложносочиненные
предложения с
разделительными
союзами.
Сложносочиненные
предложения с
противительными
союзами.

Осложненное
списывание, словарная
работа, тестовые
задания.
Выполнение
практических заданий,
словарная работа,
упражнения учебника.

Знать грамматические признаки сложносочиненных
предложений, основные группы сложносочиненных
предложений по значению и союзам особенности структуры
сложносочиненных предложений с общим второстепенным
членом. Уметь устанавливать смысловые отношения в
сложносочиненных предложениях, правильно расставлять
знаки препинания в сложносочиненных предложениях с
общим второстепенным членом и объяснять их, производить
пунктуационный разбор, составлять схемы предложений и
конструировать предложения по схемам, различать
сложносочиненные предложения с общим второстепенным
членом и простые предложения с однородными членами и
обобщающим словом.

§13,14,15, у.64.

15.10.
18.10.
18.10.

19-20

Разделительные знаки
препинания между
частями ССП.
Синтаксический и
пунктуационный разбор
ССП.

Конструирование
предложений по
схемам.
Работа по составлению
сложносочиненных
предложений с
предложенными
общими
второстепенными
членами

§16-17, у71.

22.10.
25.10.

21-22

Контрольный тест по
теме
«Сложносочиненные
предложения». Анализ
контрольного диктанта.
Работа над ошибками.

Контрольный диктант с
грамматическим
заданием в форме
тестов ОГЭ.

Знать о разделительных знаках препинания в
сложносочиненных предложениях, порядок синтаксического и
пунктуационного разбора сложносочиненного предложения.
Уметь устанавливать смысловые отношения между частями
сложносочиненного предложения, опознавать
сложносочиненные предложения с общим второстепенным
членом, производить синтаксический, пунктуационный
разбор, обосновывать отсутствие запятой, конструировать
предложения, правильно ставить разделительные знаки
препинания в сложносочиненном предложении. Уметь
определять цели предстоящей учебной деятельности
(индивидуальной и коллективной), последовательность
действий.
Знать правила написания изученных орфограмм, способы
проверки различных орфограмм. Уметь записывать
аудируемый текст в соответствии с нормами письма,
выполнять различные виды языкового разбора. Уметь
выполнять работу над ошибками, допущенными в
контрольном диктанте и грамматическом задании к нему.

23-2425

Р/Р Подготовка к
написанию сочинениярассуждения на
лингвистическую тему.
Написание сочинениярассуждения. Анализ
сочинений.

Сочинение.

Знать строение текста-рассуждения, способы развития
основой мысли в нем; уметь отличать рассуждение от других
типов речи, опознавать в образцах характерные для этого типа
речи языковые средства, для перехода от тезиса к
доказательствам, использовать вопрос «почему?», частицу
«ведь», для связи и последовательности мыслей, указывать
вводные слова и сочетания; уметь создавать текстрассуждение на лингвистическую тему. Уметь вести
самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор.
Уметь создавать сочинение-рассуждение, используя средства
связи между частями, соблюдать логику при переходе от
одной части к другой, использовать языковые средства,
выбирать нужное начало сочинения в зависимости от темы,
писать в соответствии с нормами русского языка.

25.10.
25.11.

05.11.
08.11.
08.11.

26

Сложноподчиненные
предложения.

27-28

29

Контрольный
словарный
диктант

7

Понятие о
сложноподчиненном
предложении. Место
придаточного
предложения по
отношению к главному.
Знаки препинания в
сложноподчиненном
предложении..

Составление плана
параграфа,
иллюстрирование
пунктов плана своими
примерами,
конструирование
предложений по
схемам.
Пунктуационный
диктант.

Союзы и союзные слова в
сложноподчиненном
предложении.

Конструирование
предложений по
схемам, работа в
группах по заданиям
учебника, словарноорфографическая
работа.
Составление плана
параграфа,
иллюстрирование
пунктов плана своими
примерами.
Пунктуационный
диктант.

Роль указательных слов в
СПП.

Взаимодиктант,
тестовые задания,
словарная работа.

Знать отличительные признаки сложноподчиненного
предложения, его структуру, средства связи главного
предложения с придаточным, о месте придаточного
предложения по отношению к главному, условия постановки
знаков препинания в сложноподчиненном предложении.
Уметь определять место придаточного по отношению к
главному, производить синонимическую замену простых
предложений с обособленными членами, расставлять знаки
препинания в сложноподчиненном предложении и строить
схемы. Уметь извлекать информацию из различных
источников, включая средства массовой информации,
компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета,
свободно пользоваться словарями различных типов,
справочной литературой, в том числе и на электронных
носителях. Уметь соблюдать в практике речевого общения
основные орфоэпические, лексические, грамматические и
стилистические нормы современного литературного язык,
соблюдать основные правила орфографии и пунктуации в
процессе письменного общения.
Знать средства связи частей в сложноподчиненном
предложении, отличительные признаки союзов и союзных
слов в сложноподчиненном предложении. Уметь производить
синтаксический и пунктуационный разборы
сложноподчиненного предложения. Уметь различать союзы и
союзные слова, использовать их при конструировании СПП,
определять границы придаточных предложений, грамотно
расставлять знаки препинания в СПП. Уметь извлекать
информацию из различных источников, включая средства
массовой информации, компакт-диски учебного назначения,
ресурсы Интернета, свободно пользоваться словарями
различных типов, справочной литературой, в том числе и на
электронных носителях. Уметь соблюдать в практике речевого
общения основные орфоэпические, лексические,
грамматические и стилистические нормы современного
литературного язык, соблюдать основные правила
орфографии и пунктуации в процессе письменного общения.
Знать о синтаксической роли указательных слов в
сложноподчиненном
предложении.
Уметь
находить
указательные слова и определять в соответствии с этим вид
придаточного, находить слово, к которому относится
придаточное предложение, и задавать от него вопрос,
выяснять характер отношений между указательными словами
в главной части, их синтаксическую функцию в главном
предложении и роль в сложноподчиненном предложении,
отличать сложноподчиненное предложение с указательными
словами от сложноподчиненного предложения с двойными
союзами, правильно ставить знаки препинания. Уметь
сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки
зрения их содержания, стилистических особенностей и
использованных языковых средств.

§18-19, у.89

12.11.

§20, у.96.

15.11.
15.11.

§21, у.105.

19.11.

30-3132

33-34

Основные
группы
сложноподчине
нных
предложений

35

Сочинение

23

Р/Р Подготовка к
написанию сжатого
изложения по тексту В.
Салоухина («У
человеческого искусства
были два пути
развития…»). Написание
изложения.
Анализ изложения.

Написание изложения.

Виды придаточных
предложений. СПП с
придаточными
определительными.
СПП с придаточными
изъяснительными.

Составление
описательной
миниатюры с
сложноподчиненными
предложениями с
придаточными
определительными,
работа по карточкам с
индивидуальным
заданием,
редактирование
текстов. Синонимичная
замена СПП с
придаточным определительным на
простые с обособленным определением.
Составление предложений по схемам.

Составление
повествовательной
миниатюры,
включающей
сложноподчиненные
предложения с
придаточными
дополнительными,
тестовые задания.

Знать особенности написания сжатого изложения, приемы
компрессии текста. Уметь связно излагать свои мысли,
выделять главное, существенное. Уметь понимать содержание
текста, воспринятого на слух, определять его тему, основную
мысль, делить текст на смысловые части, составлять план,
передавать сжато содержание текста, соблюдая нормы языка.
Уметь свободно, правильно излагать свои мысли в устной и
письменной форме. Уметь соблюдать в практике речевого
общения основные орфоэпические, лексические,
грамматические и стилистические нормы современного
литературного язык, соблюдать основные правила
орфографии и пунктуации в процессе письменного общения.
Знать виды сложноподчиненных предложений по строению и
значению, способы их различения, правила постановки знаков
препинания в сложноподчиненном предложении. Уметь
определять вид придаточного по вопросу, союзу или
союзному слову, определять роль указательного слова,
разграничивать однозначные и многозначные придаточные,
анализировать
разные
виды
сложноподчиненных
предложений,
составлять
схемы,
конструировать
предложения по схемам, объяснять постановку знаков
препинания в сложноподчиненном предложении, вычленять
их из текста и правильно употреблять в речи. Знать виды
придаточных предложений, отличительные особенности
придаточных определительных, их функции, способы
присоединения к главному предложению. Уметь находить
определительные придаточные по характеру смысловой связи
между частями, значению союзных слов, определять
синтаксическую функцию союзного слова, производить
синонимическую замену сложноподчиненных предложений с
придаточными определительными на простые с разными
видами определений, объяснять постановку знаков
препинания. Вычленять сложноподчиненные предложения с
придаточными определительными из текста.
Знать особенности структуры сложноподчиненного
предложения с придаточными изъяснительными, место
придаточного изъяснительного по отношению к главному,
средства связи придаточного с главным. Уметь различать
подчинительные союзы и союзные слова, опознавать
сложноподчиненные предложения с придаточными
изъяснительными по характеру смысловой связи между
частями, значению подчинительных союзов и союзных слов,
конструировать сложноподчиненные предложения с
придаточными изъяснительными, заменять их на
предложения с прямой речью, производить пунктуационный
разбор, использовать в речи. Уметь соблюдать в практике
речевого общения основные орфоэпические, лексические,
грамматические и стилистические нормы современного
литературного язык.

22.11.
22.11.
26.11.

§22, у.107

29.11.
29.11.

§23, у.117.

03.12.

36-3738

Р/Р Подготовка к
написанию сжатого
изложения по тексту
Д.Лихачева («Пожелание
добра людям…»)
Написание изложения.
Анализ изложения.

39

СПП с придаточными
обстоятельственными.
СПП с придаточными
времени и места.

Конструирование
предложений по
схемам, работа в
группах по заданиям
учебника, словарноорфографическая
работа.
Употребление в речи,
поиск в текстах
художественных
произведений,
сопоставление с
определительными
придаточными с
союзными словами
«где», «откуда», «куда»

40-4142

СПП с придаточными
причины, условия,
уступки, цели и следствия.

Синтаксический,
пунктуационный
разбор. Сравнение
модели СПП с
придаточными причины
и следствия, выявление
общих признаков.

Знать особенности написания сжатого изложения, приемы
компрессии текста. Уметь связно излагать свои мысли,
выделять главное, существенное. Уметь понимать содержание
текста, воспринятого на слух, определять его тему, основную
мысль, делить текст на смысловые части, составлять план,
передавать сжато содержание текста, соблюдая нормы языка.
Уметь свободно, правильно излагать свои мысли в устной и
письменной форме. Уметь соблюдать в практике речевого
общения основные орфоэпические, лексические,
грамматические и стилистические нормы современного
литературного язык, соблюдать основные правила
орфографии и пунктуации в процессе письменного общения.
Знать виды придаточных обстоятельственных, особенности
структуры сложноподчиненных предложений с придаточными
обстоятельственными. Уметь находить придаточные
обстоятельственными по характеру смысловой связи между
частями, значению подчинительных союзов и союзных слов,
определять средства связи придаточных с главными,
производить пунктуационный разбор, использовать в речи.
Уметь употреблять сложноподчиненные предложения с
придаточными места и времени, сопоставлять с
определительными придаточными с союзными словами
«где», «куда», «откуда». Уметь сопоставлять и сравнивать
речевые высказывания с точки зрения их содержания,
стилистических особенностей и использованных языковых
средств. Уметь соблюдать в практике речевого общения
основные орфоэпические, лексические, грамматические и
стилистические нормы современного литературного язык,
соблюдать основные правила орфографии и пунктуации в
процессе письменного общения.
Знать группы придаточных обстоятельственных,
особенности сложноподчиненных предложеий с
придаточными причины, следствия, условия. Уметь
опознавать СПП с придаточными причины, следствия, условия
по характеру смысловой связи между частями, значению
подчинительных союзов, конструировать предложения с
этими видами придаточных, выразительно читать,
употреблять в речи, производить синонимичную замену,
сравнивать модели сложноподчиненных предложений с
придаточными причины и следствия, выявлять общее между
СПП с придаточным уступительным и СПП с противительными
союзами и стилистические смысловые различия между ними.
Уметь соблюдать в практике речевого общения основные
орфоэпические, лексические, грамматические и
стилистические нормы современного литературного язык,
соблюдать основные правила орфографии и пунктуации в
процессе письменного общения.

06.12.
06.12.
17.12.

§24-25, у.126.

20.12.

§26, у.144, 155.

20.12.
24.12.
27.12.

СПП с придаточными
образа действия, меры,
степени и
сравнительными.

Графический диктант.
Конструирование предложений с этими
видами придаточных,
выразительное чтение,
употребление в речи,
синонимическая
замена, выявление общего между СПП с
придаточным
уступительным и ССП с
противительными
союзами.

43-4445

Р/Р Подготовка к
написанию сочинениярассуждения по заданию
15.2. Написание
сочинения-рассуждения.
Анализ сочинения

Написание сочинения.

46-4748

СПП с несколькими
придаточными, знаки
препинания в них.

49

Синтаксический и
пунктуационный разбор
сложноподчиненного
предложения.

Осложненное
списывание, словарная
работа, тестовые
задания.
Синонимичная замена
предложений.
Структурносемантический анализ
СПП с несколькими
придаточными.
Синтаксический и
пунктуационный
разбор.
Конструирование СПП.
Редактирование СПП с
использованием
синтаксических
синонимов.

Знать особенности сложноподчиненных предложений с
придаточными образа действия, меры, степени и сравнения.
Уметь опознавать СПП с придаточными образа действия,
меры, степени и сравнения по характеру смысловой связи
между частями, значению подчинительных союзов, отличать
СПП с придаточными сравнения от простых со сравнительным
оборотом, оценивать роль придаточных образа действия,
степени и сравнения в художественных текстах,
конструировать предл-я данной конструкции и употреблять в
речи. Уметь определять значения сравнений, выраженные
различными способами: словосочетанием, фразеологизмом,
сравнительным оборотом, составное именное сказуемое, СПП
с придаточным сравнения, уметь ставить знаки препинания в
предложениях с союзом «как», употреблять эти конструкции в
речи, определять их значения в тексте.
Знать строение текста-рассуждения, способы развития
основой мысли в нем; уметь отличать рассуждение от других
типов речи, опознавать в образцах характерные для этого типа
речи языковые средства, для перехода от тезиса к
доказательствам, использовать вопрос «почему?», частицу
«ведь», для связи и последовательности мыслей, указывать
вводные слова и сочетания; уметь создавать текстрассуждение. Уметь создавать сочинение-рассуждение,
используя средства связи между частями, соблюдать логику
при переходе от одной части к другой, использовать языковые
средства, выбирать нужное начало сочинения в зависимости
от темы, писать в соответствии с нормами русского языка.
Знать классификацию сложноподчиненных предложений с
несколькими придаточными, пунктограмму «Отсутствие
запятой между однородными придаточными». Уметь
различать сложноподчиненные предложения с однородным,
параллельным и последовательным подчинением, производить структурно-семантический анализ СПП с несколькими
придаточными, составлять их схемы и конструировать по схемам,
интонационно и пунктуационно оформлять, наблюдать за
использованием сложных синтаксических конструкций в текстах
разных стилей и типов.
Знать текстообразующую роль синтаксических синонимов
сложноподчиненных предложений. Уметь производить
замену СПП синтаксическими синонимами.
Знать порядок синтаксического и пунктуационного разбора
СПП. Уметь производить данные виды разборов, определять
вид придаточного в СПП, выделять главную и придаточную
части, определять средства связи, конструировать СПП,
пользоваться синтаксическими синонимами, уметь находить
СПП в художественных текстах. Уметь сопоставлять и
сравнивать речевые высказывания с точки зрения их
содержания, стилистических особенностей и использованных
языковых средств.

§27, у.161.

27.12.
14.01.
17.01.

§28, у.169, 172.

17.01.
21.01.
24.01.

§29-30, у.179

28.01.

50-51

Повторение и обобщение
по теме «СПП».

Составление схем,
составление
предложений по
схемам.

52-53

Р/Р Подготовка к
написанию сжатого
изложения по тексту
С.Львову («Человек
совершил проступок…»)
Написание изложения.
Анализ изложения.

Написание изложение.

54-55

Контрольная работа по
теме
«Сложноподчиненные
предложения».
Анализ контрольной
работы. Работа над
ошибками.

Выполнение
контрольной работы.

Понятие о БСП. Интонация
в БСП. БСП со значением
перечисления. Запятая и
точка с запятой.

Составление
предложений по
схемам,
комментированное
письмо, тестовые
задания,
индивидуальная работа
по карточкам.

56

Бессоюзные
сложные
предложения.

10

Знать
отличительные
признаки
сложноподчиненных
предложений, виды придаточных предложений, виды
подчинения. Уметь производить пунктуационный и
синтаксический разборы, лингвистический анализ текста, в
том числе с точки зрения синтаксиса сложноподчиненного
предложения, владеть основными синтаксическими нормами
современного русского языка. Уметь извлекать информацию
из различных источников, включая средства массовой
информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы
Интернета, свободно пользоваться словарями различных
типов, справочной литературой, в том числе и на электронных
носителях. Уметь сопоставлять и сравнивать речевые
высказывания с точки зрения их содержания, стилистических
особенностей и использованных языковых средств.
Знать особенности написания сжатого изложения, приемы
компрессии текста. Уметь связно излагать свои мысли,
выделять главное, существенное. Уметь понимать содержание
текста, воспринятого на слух, определять его тему, основную
мысль, делить текст на смысловые части, составлять план,
передавать сжато содержание текста, соблюдая нормы языка.
Уметь свободно, правильно излагать свои мысли в устной и
письменной форме. Уметь соблюдать в практике речевого
общения
основные
орфоэпические,
лексические,
грамматические и стилистические нормы современного
литературного
язык,
соблюдать
основные
правила
орфографии и пунктуации в процессе письменного общения.
Знать правила написания изученных орфограмм, способы
проверки различных орфограмм. Уметь записывать
аудируемый текст в соответствии с нормами письма,
выполнять различные виды языкового разбора. Уметь
выполнять работу над ошибками, допущенными в
контрольном диктанте и грамматическом задании к нему.
Уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор
сложноподчиненного предложения, конструировать СПП разных видов, интонационно правильно читать, пунктуационно
оформлять.
Знать основные грамматические признаки бессоюзных
сложных предложений, правила постановки запятой и точки с
запятой в бессоюзных сложных предложениях. Уметь
опознавать их в тексте, выявлять смысловые отношения
между частями, расставлять знаки препинания, обосновывать
их выбор, выразительно читать бессоюзные сложные
предложения,
конструировать
бессоюзные
сложные
предложения, употреблять в речи. Уметь сопоставлять и
сравнивать речевые высказывания с точки зрения их
содержания, стилистических особенностей и использованных
языковых средств. Уметь соблюдать в практике речевого
общения
основные
орфоэпические,
лексические,
грамматические и стилистические нормы современного
литературного язык.

Контрольные
вопросы, у.183.

31.01.
31.01.

04.02.
07.02.

07.02.
11.02.

§31-33, у.191.

14.02.

57-58

БСП со значением
причины, пояснения,
дополнения. Двоеточие в
БСП.

Пунктуационный
диктант,
распределительный
диктант,
конструирование
предложений по
схемам.

Знать условия постановки двоеточия между частями
бессоюзного сложного предложения. Уметь выявлять
смысловые отношения между частями бессоюзного сложного
предложения, конструировать предложения с данными
значениями причины, пояснения, дополнения, интонационно
и пунктуационно оформлять, выразительно читать
бессоюзные сложные предложения, сопоставлять сложные
союзные и бессоюзные сложные предложения как
синтаксические синонимы. Уметь сопоставлять и сравнивать
речевые высказывания с точки зрения их содержания,
стилистических особенностей и использованных языковых
средств.

59-60

Р/Р Подготовка к
написанию сочинениярассуждения по заданию
15.3. Написание
сочинения-рассуждения.

Написание сочинения

61-6263

БСП со значением
противопоставления,
времени, условия и
следствия. Тире в БСП.
Синтаксический и
пунктуационный разбор
БСП. Повторение и
обобщение изученного.

Составить и записать
тезисный план
параграфа,
проиллюстрировать
своими примерами.
Пунктуационный
диктант,
распределительный
диктант,
конструирование
предложений по
схемам.

64-65

Контрольный тест в
формате ОГЭ по теме
«Бессоюзные сложные
предложения»

Тестирование.

Знать строение текста-рассуждения, способы развития
основой мысли в нем; уметь отличать рассуждение от других
типов речи, опознавать в образцах характерные для этого типа
речи языковые средства, для перехода от тезиса к
доказательствам, использовать вопрос «почему?», частицу
«ведь», для связи и последовательности мыслей, указывать
вводные слова и сочетания; уметь создавать текстрассуждение на лингвистическую тему. Уметь вести
самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор.
Уметь создавать сочинение-рассуждение, используя средства
связи между частями, соблюдать логику при переходе от
одной части к другой, использовать языковые средства,
выбирать нужное начало сочинения в зависимости от темы,
писать в соответствии с нормами русского языка.
Знать условия постановки тире между частями сложного
бессоюзного предложения, порядок синтаксического разбора
бессоюзного предложения. Уметь выявлять смысловые
отношения
между
частями
бессоюзного
сложного
предложения, конструировать предложения с данными
значениями времени, условия и следствия, интонационно и
пунктуационно оформлять, сопоставлять сложные союзные и
бессоюзные сложные предложения как синтаксические
синонимы, выполнять синтаксический и пунктуационный
разбор бессоюзного предложения. Уметь извлекать
информацию из различных источников, включая средства
массовой информации, компакт-диски учебного назначения,
ресурсы Интернета, свободно пользоваться словарями
различных типов, справочной литературой.
Знать правила написания изученных орфограмм, способы
проверки различных орфограмм. Уметь записывать
аудируемый текст в соответствии с нормами письма,
выполнять различные виды языкового разбора. Уметь
выполнять работу над ошибками, допущенными в
контрольном диктанте и грамматическом задании к нему.

§34, у.197.

14.02.
18.02.

21.02.
21.02.

§35, §36, у.200,
204

25.02.
28.02.
28.02.

04.03.
07.03.

66-67

Сложные
предложения с
различными
видами связи.

12

Употребление союзной
(сочинительной и
подчинительной) и
бессоюзной связи в СП.

Самостоятельная
работа, индивидуальная
работа по карточкам,
тестирование.

Знать структурные особенности сложных предложений с
разными видами связей, основные разновидности
предложений в зависимости от сочетания видов связи,
интонационные и пунктуационные особенности сложных
предложений с разными видами связи. Уметь опознавать
сложные синтаксические конструкции в тексте в зависимости
от сочетания видов связи, правильно ставить знаки
препинания в сложных предложениях с разными видами
связи, производить синтаксический разбор, правильно строить
данные предложения и употреблять в речи. Уметь извлекать
информацию из различных источников, включая средства
массовой информации, компакт-диски учебного назначения,
ресурсы Интернета, свободно пользоваться словарями
различных типов, справочной литературой, в том числе и на
электронных носителях. Уметь определять цели предстоящей
учебной деятельности (индивидуальной и коллективной),
последовательность действий.

§37, у.212.

07.03.
11.03.

68-6970

Знаки препинания в
сложных предложениях с
различными видами
связи. Синтаксический и
пунктуационный разбор
сложного предложения с
различными видами
связи.

Объяснительный
диктант, схематический
диктант, синтаксический
разбор. Тестирование.

§38-39 у. 217,
218.

14.03.
14.03.
18.03.

71-72

Р/Р Подготовка к
написанию сжатого
изложения по тексту
А.А. Лиханова («Время
меняет людей…»).
Написание изложения.
Анализ изложения.

Сочинение.

Знать структурные особенности сложных предложений с
разными видами связей, порядок синтаксического разбора
сложного предложения с различными видами связи. Уметь
правильно ставить знаки препинания в сложных
предложениях с разными видами связи, разделять запятой
рядом стоящие союзы и союзные слова (и (но), если; и (но),
когда; что – если, что – когда и др.), редактировать текст с
учетом синтаксических норм языка, строить схемы,
конструировать предложения, выявлять смысловые
отношения, средства связи частей, выразительно читать,
интонационно и пунктуационно оформлять, находить
заданные конструкции в тексте, объяснять в них пунктуацию,
выполнять синтаксический разбор. Уметь сопоставлять и
сравнивать речевые высказывания с точки зрения их
содержания, стилистических особенностей и использованных
языковых средств. Уметь соблюдать в практике речевого
общения основные орфоэпические, лексические,
грамматические и стилистические нормы современного
литературного языка.
Знать особенности написания сжатого изложения, приемы
компрессии текста. Уметь связно излагать свои мысли,
выделять главное, существенное. Уметь понимать содержание
текста, воспринятого на слух, определять его тему, основную
мысль, делить текст на смысловые части, составлять план,
передавать сжато содержание текста, соблюдая нормы языка.
Уметь свободно, правильно излагать свои мысли в устной и
письменной форме. Уметь соблюдать в практике речевого
общения
основные
орфоэпические,
лексические,
грамматические и стилистические нормы современного
литературного
язык,
соблюдать
основные
правила
орфографии и пунктуации в процессе письменного общения.

21.03.
21.03.

73

Р.р. Публичная речь.

Владение основными
видами публичных
выступлений
(высказывание,
монолог, дискуссия,
полемика), следование
этическим нормам и
правилам ведения
диалога (диспута).

Знать особенности публичной речи, публичного выступления,
его структурные и языковые особенности. Уметь составлять
публичное выступление для родительского собрания на одну
из предложенных тем, учитывая его структурные и языковые
особенности. Уметь извлекать информацию из различных
источников, включая средства массовой информации,
компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета,
свободно пользоваться словарями различных типов,
справочной литературой.

§40, у.220.

31.03.

74-75

Обобщение и
систематизация знаний по
теме «Сложные
предложения с
различными видами
связи».

Тестирование,
схематический диктант,
синтаксический разбор.

Контрольные
вопросы, у.224

04.04.
04.04.

76-77

Контрольный диктант по
теме «Сложные
предложения с
различными видами
связи». Анализ
контрольного диктанта.
Работа над ошибками.

Написание диктанта.

Знать структурные особенности сложных предложений с
разными видами связей. Уметь правильно ставить знаки
препинания в сложных предложениях с разными видами
связи, разделять запятой рядом стоящие союзы и союзные
слова (и (но), если; и (но), когда; что – если, что – когда и др.),
редактировать текст с учетом синтаксических норм языка,
строить схемы, конструировать предложения, выявлять
смысловые отношения, средства связи частей, выразительно
читать, интонационно и пунктуационно оформлять, находить
заданные конструкции в тексте, объяснять в них пунктуацию.
Уметь сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с
точки зрения их содержания, стилистических особенностей и
использованных языковых средств.
Знать правила написания изученных орфограмм, способы
проверки различных орфограмм. Уметь записывать
аудируемый текст в соответствии с нормами письма,
выполнять различные виды языкового разбора. Уметь
выполнять работу над ошибками, допущенными в
контрольном диктанте и грамматическом задании к нему.
Уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор
сложноподчиненного предложения, конструировать СПП разных видов, интонационно правильно читать, пунктуационно
оформлять. Знать изученные орфограммы, основные нормы
русского
литературного
языка
(грамматические,
орфографические, пунктуационные).

Фонетика и графика.

Синтаксический разбор
простого предложения
по плану, творческий
диктант.

Знать определение понятия «фонетика», основные единицы
фонетики, их признаки, образование звуков речи, понятие
«нормы русского языка». Уметь различать звук и букву,
гласные и согласные звуки, соблюдать нормы произношения.
Знать основные единицы фонетики, их признаки, особенности
образования гласных и согласных звуков, характеристику
гласных и согласных звуков, понятие «транскрипция». Уметь
различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки,
анализировать
звуковой
состав
слова,
выполнять
транскрипцию слова. Уметь сопоставлять и сравнивать
речевые высказывания с точки зрения их содержания,
стилистических особенностей и использованных языковых
средств.

§41, у.230.

78-79

Повторение и
систематизация
изученного в 5-9
классах.

20

08.04.
11.04.

11.04.
15.04.

80-81

Лексикология (лексика) и
фразеология.

Объяснительный
диктант, схематический
диктант, лексический
разбор. Тестирование.

82-83

Морфемика.
Словообразование.

Тестирование,
словообразовательный
и морфемный разбор.

84-8686-8788-8990

Морфология.

Тестирование,
объяснительный
диктант.

91

Синтаксис. Способы
передачи чужой речи.

Взаимодиктант,
тестовые задания,
словарная работа.

Знать определение понятий «лексика», «фразеология», об
употреблении слов в речи в зависимости от лексического
значения; основные способы объяснения лексического
значения. Уметь толковать лексическое значение слов
известными способами, использовать морфемный и
словообразовательный анализ слов для правильного
написания, производить синонимическую замену слов,
употреблять в речи синонимы, антонимы, фразеологизмы.
Уметь сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с
точки зрения их содержания, стилистических особенностей и
использованных языковых средств.
Знать виды морфем: корень, приставку, суффикс, окончание,
основу слова, чередование звуков в морфемах, основные
способы образования слов. Знать определение понятий
«морфемика», основные морфемы слова. Уметь определять
цели предстоящей учебной деятельности, оценивать
достигнутые результаты и адекватно формулировать их в
устной и письменной форме. Уметь выделять морфемы на
основе смыслового анализа слова, отличать морфемы от звука
(буквы) и слога, графически обозначать морфемы в словах.
Уметь определять цели предстоящей учебной деятельности
(индивидуальной и коллективной), последовательность
действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно
формулировать их в устной и письменной форме.
Знать самостоятельные и служебные части речи, общее
грамматическое значение, морфологические признаки,
синтаксическую роль частей речи, алгоритм распознавания
частей речи. Уметь отличать самостоятельные части речи от
служебных по общему грамматическому значению, по
вопросу, синтаксической роли в предложении, приводить
примеры слов разных частей речи и составлять с ними
словосочетания, выполнять грамматические разборы. Уметь
вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор.
Уметь соблюдать в практике речевого общения основные
орфоэпические, лексические, грамматические и
стилистические нормы современного литературного язык.
Знать определение понятий «слова автора», «прямая речь»,
«косвенная речь». Знать место прямой речи по отношению к
словам автора, различать варианты расстановки знаков
препинания в зависимости от характера предложений в
прямой речи и ее места в конструкции. Уметь определять
слова автора и прямую речь, составлять предложения с
прямой речью, схемы предложений с прямой речью. Уметь
анализировать предложения с прямой и косвенной речью,
определять зависимость места прямой речи в предложении от
слов автора, конструировать предложения, включать в
собственную речь, вводить цитату в качестве прямой речи.
Уметь составлять схемы предложений с прямой и косвенной
речью. Уметь вести самостоятельный поиск информации, ее
анализ и отбор.

§42, у.232

18.04.
18.04.

§43-44, у.237,
240.

22.04.
25.04.

§45, у.248

25.04.
29.04.
02.05.
02.05.
06.05.
13.05.
16.05.

§46, у.253.

20.05.

92-9394

Орфография. Пунктуация.

Пунктуационный
диктант,
распределительный
диктант,
конструирование
предложений по
схемам.

95-9697

Итоговая контрольная
работа. Анализ
контрольной работы.
Работа над ошибками.

Написание контрольной
работы.

98-99100101102

Резервные уроки

Знать понятие «орфография», «орфограмма-буква»»
«орфограмма». Знать основные теоретические положения,
изучаемые в разделе «Синтаксис простого и сложного
предложения». Уметь определять цели предстоящей учебной
деятельности, оценивать достигнутые результаты и адекватно
формулировать их в устной и письменной форме, уметь
классифицировать орфограммы и применять алгоритмы
выбора верного написания, графически обозначать их. Уметь
различать и правильно интонировать различные по цели
высказывания и эмоциональной окраске предложения,
находить грамматические основы, отличать простые
осложненные предложения от сложных, производить
синтаксический и пунктуационный разбор предложений,
пунктуационно оформлять свою речь. Уметь свободно,
правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Уметь сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с
точки зрения их содержания, стилистических особенностей и
использованных языковых средств. Уметь соблюдать в
практике речевого общения основные орфоэпические,
лексические, грамматические и стилистические нормы
современного литературного язык, соблюдать основные
правила орфографии и пунктуации в процессе письменного
общения.
Знать правила написания изученных орфограмм, способы
проверки различных орфограмм. Уметь записывать
аудируемый текст в соответствии с нормами письма,
выполнять различные виды языкового разбора. Уметь
выполнять работу над ошибками, допущенными в
контрольном диктанте и грамматическом задании к нему.
Уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор
сложноподчиненного предложения, конструировать СПП разных видов, интонационно правильно читать, пунктуационно
оформлять. Знать изученные орфограммы, основные нормы
русского
литературного
языка
(грамматические,
орфографические, пунктуационные). Уметь применять
изученные правила, пользоваться определенными способами
по их применению.

§47, у.263

23.05.
23.05.
17.05.

17.05.
23.05.
24.05.

24.05.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе Примерной программы среднего общего образования по русскому
языку, основных положений Федерального государственного стандарта основного общего образования (2011 г.),
программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений (М: Просвещение, 2009), рабочей программы
по русскому языку под редакцией О.В.Ельцовой (М.: ВАКО, 2011), рабочей программы по русскому языку под
редакцией С.Б.Шадриной (Волгоград: Учитель, 2010).
Рабочая программа «Русский язык» включает знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся 5 класса
общеобразовательной школы. Она составлена из расчета 6часов в неделю (204 часа в год).
Учебно-методический комплекс представлен данной рабочей программой, программой по русскому языку для
общеобразовательных учреждений (М: Просвещение, 2009), рабочей программой по русскому языку под
редакцией О.В.Ельцовой (М.: ВАКО, 2011), рабочей программой по русскому языку под редакцией С.Б.Шадриной
(Волгоград: Учитель, 2010), учебником для общеобразовательных учреждений под редакцией Т.А.Ладыженской,
М.Т.Баранова и др. (М.: Просвещение , 2011), книгой для учителя под редакцией А.В.Соколовой (Волгоград: Учитель,
2011.), книгой для учителя под редакцией В.А.Лебедева (М,: Дрофа, 2002), книгой для учителя под редакцией
Г.А.Богдановой (М.: издательский Дом «ГЕНЖЕР», 2000), сборником тестов по русскому языку под редакцией
Е.М.Сергеевой (М.: Издательство «Экзамен», 2011), рабочей тетрадью по русскому языкупод редакцией
Л.А.Тростенцовой и др. (М.: Издательство «Экзамен», 2011).
Формы промежуточной и итоговой аттестации обучающихся: контрольные диктанты, самостоятельные работы,
тестовые задания разного уровня сложности, тестовые задания и упражнения в электронном виде, зачетнотематические задания.
Формы организации деятельности учащихся; различные виды диктанта (словарный, выборочный, творческий,
свободный, проверочный, объяснительный, контрольный), различные виды творческих работ (изложения
(подробные, сжатые, выборочные), тестирование разного уровня сложности, тестовые задания и упражнения в
электронном виде, создание презентаций по теме урока, самостоятельные работы, элементы комплексного анализа
текста, сочинения.
Основная цель курса – повторение, обобщение, систематизация знаний по русскому языку, полученных в
начальных классах, а также расширение сведений по русскому языку. Развитие речи теснейшим образом связано с
изучением языка (на каждом уроке отводится место заданиям, способствующим развитию речи учащихся). Также
большое внимание уделяется морфемике (выделяется морфемный критерий определения частеречной
принадлежности слов; больше заданий по морфемному анализу слова). Расширяется понятийно-терминологическая
система. Большое место отводится работе с различными лингвистическими словарями. Учебная программа
«Русский язык» носит познавательно-практическую направленность и способствует формированию языковой,
коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.
Языковая компетенция реализуется в процессе решения следующих познавательных задач: формирования у
учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основными знаниями о родном языке, развитии
языкового идеала. Коммуникативная компетенция реализуется в процессе следующих практических задач:
формирования прочных орфографических, пунктуационных умений и навыков; овладения нормами русского
литературного языка и обогащения словарного запаса грамматического строя речи учащихся; обучения школьников
умению излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Цели курса: воспитание гражданственности, патриотизма, интереса к родному языку; совершенствование
речемыслительной деятельности, коммуникативных знаний и навыков; обогащение словарного запаса и
грамматического строя речи учащихся; освоение знаний о русском языке, его устройстве, функционировании в
различных сферах и ситуациях общения, о стилистических ресурсах русского языка, об основных нормах русского
литературного языка.
Учащиеся 9 класса к концу изучения курса должны уметь:

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

опознавать орфограммы и пунктограммы в соответствии с изученными правилами;
узнавать самостоятельные и служебные части речи, знать их основные морфологические признаки и
синтаксическую роль;
различать и правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и по эмоциональной
окраске;
находить грамматическую основу предложения (в простейших случаях);
отличать простое предложение с однородными сказуемыми от сложного предложения;
производить синтаксический и пунктуационный разбор;
слышать и различать звуки, различать звуки и буквы;
в соответствии с принятыми нормами обозначать звуки речи на письме;
пользоваться словарями;
подбирать синонимы и антонимы к слову в предложении и словосочетании;
выявлять в контексте смысловые и стилистические различия синонимов;
производить (выборочно) лексический разбор слова;
совершенствовать текст, устраняя неоправданное повторение слов;
озаглавливать текст, составлять простой план готового текста;
подробно и сжато излагать текст типа повествования, описания, рассуждения в устной и письменной форме с
сохранением стиля речи;
самостоятельно строить высказывание.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».