ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа по русскому языку на уровне основного общего образования подготовлена на основе ФГОС ООО, ФОП ООО, Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г № 637-р), федеральной рабочей программы воспитания, с учѐтом распределѐнных по классам проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения русского языка, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и определению планируемых результатов. Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне основного общего образования. Планируемые результаты освоения программы по русскому языку включают личностные, метапредметные результаты за весь период обучения на уровне основного общего образования, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» Русский язык – государственный язык Российской Федерации, язык межнационального общения народов России, национальный язык русского народа. Как государственный язык и язык межнационального общения русский язык является средством коммуникации всех народов Российской Федерации, основой их социально-экономической, культурной и духовной консолидации. Высокая функциональная значимость русского языка и выполнение им функций государственного языка и языка межнационального общения важны для каждого жителя России, независимо от места его проживания и этнической принадлежности Знание русского языка и владение им в разных формах его существования и функциональных разновидностях, понимание его стилистических особенностей и выразительных возможностей, умение правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения определяют успешность социализации личности и возможности еѐ самореализации в различных жизненно важных для человека областях. Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании сознания, самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского и других народов России. Обучение русскому языку направлено на совершенствование нравственной и коммуникативной культуры обучающегося, развитие его интеллектуальных и творческих способностей, мышления, памяти и воображения, навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования. Содержание по русскому языку ориентировано также на развитие функциональной грамотности как интегративного умения человека читать, понимать тексты, использовать информацию текстов разных форматов, оценивать еѐ, размышлять о ней, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей: осознание и проявление общероссийской гражданственности, патриотизма, уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации и языку межнационального общения; проявление сознательного отношения к языку как к общероссийской ценности, форме выражения и хранения духовного богатства русского и других народов России, как к средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; проявление уважения к общероссийской и русской культуре, к культуре и языкам всех народов Российской Федерации; овладение русским языком как инструментом личностного развития, инструментом формирования социальных взаимоотношений, инструментом преобразования мира; овладение знаниями о русском языке, его устройстве и закономерностях функционирования, о стилистических ресурсах русского языка; практическое овладение нормами русского литературного языка и речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса и использование в собственной речевой практике разнообразных грамматических средств; совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности; воспитание стремления к речевому самосовершенствованию; совершенствование речевой деятельности, коммуникативных умений, обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; овладение русским языком как средством получения различной информации, в том числе знаний по разным учебным предметам; совершенствование мыслительной деятельности, развитие универсальных интеллектуальных умений сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, классификации, установления определѐнных закономерностей и правил, конкретизации в процессе изучения русского языка; развитие функциональной грамотности в части формирования умений осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию, интерпретировать, понимать и использовать тексты разных форматов (сплошной, несплошной текст, инфографика и другие); осваивать стратегии и тактик информационно- смысловой переработки текста, способы понимания текста, его назначения, общего смысла, коммуникативного намерения автора; логической структуры, роли языковых средств. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ В соответствии с ФГОС ООО учебный предмет «Русский язык» входит в предметную область «Русский язык и литература» и является обязательным для изучения. Общее число часов, отведенных на изучение русского языка, составляет 714 часов: в 5 классе – 170 часов (5 часов в неделю), в 6 классе – 204 часа (6 часов в неделю), в 7 классе – 136 часов (4 часа в неделю), в 8 классе – 102 часа (3 часа в неделю), в 9 классе – 102 часа (3 часа в неделю) СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 7 КЛАСС Общие сведения о языке Русский язык как развивающееся явление. Взаимосвязь языка, культуры и истории народа. Язык и речь Монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование. Виды диалога: побуждение к действию, обмен мнениями, запрос информации, сообщение информации. Текст Текст как речевое произведение. Основные признаки текста (обобщение). Структура текста. Абзац. Информационная переработка текста: план текста (простой, сложный; назывной, вопросный, тезисный); главная и второстепенная информация текста. Способы и средства связи предложений в тексте (обобщение). Языковые средства выразительности в тексте: фонетические (звукопись), словообразовательные, лексические (обобщение). Рассуждение как функционально-смысловой тип речи. Структурные особенности текста-рассуждения. Смысловой анализ текста: его композиционных особенностей, микротем и абзацев, способов и средств связи предложений в тексте; использование языковых средств выразительности (в рамках изученного). Функциональные разновидности языка Понятие о функциональных разновидностях языка: разговорная речь, функциональные стили (научный, публицистический, официально-деловой), язык художественной литературы. Публицистический стиль. Сфера употребления, функции, языковые особенности. Жанры публицистического стиля (репортаж, заметка, интервью). Употребление языковых средств выразительности в текстах публицистического стиля. Официально-деловой стиль. Сфера употребления, функции, языковые особенности. Инструкция. СИСТЕМА ЯЗЫКА Морфология. Культура речи. Орфография. Морфология как раздел науки о языке (обобщение). Причастие Причастия как особая форма глагола. Признаки глагола и имени прилагательного в причастии. Синтаксические функции причастия, роль в речи. Причастный оборот. Знаки препинания в предложениях с причастным оборотом. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие формы страдательных причастий. Причастия настоящего и прошедшего времени. Склонение причастий. Правописание падежных окончаний причастий. Созвучные причастия и имена прилагательные (висящий — висячий, горящий — горячий). Ударение в некоторых формах причастий. Морфологический анализ причастий. Правописание гласных в суффиксах причастий. Правописание н и нн в суффиксах причастий и отглагольных имѐн прилагательных. Слитное и раздельное написание не с причастиями. Орфографический анализ причастий (в рамках изученного). Синтаксический и пунктуационный анализ предложений с причастным оборотом (в рамках изученного). Деепричастие Деепричастия как особая группа слов. форма глагола. Признаки глагола и наречия в деепричастии. Синтаксическая функция деепричастия, роль в речи. Деепричастный оборот. Знаки препинания в предложениях с одиночным деепричастием и деепричастным оборотом. Правильное построение предложений с одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами. Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Постановка ударения в деепричастиях. Морфологический анализ деепричастий. Правописание гласных в суффиксах деепричастий. Слитное и раздельное написание не с деепричастиями. Орфографический анализ деепричастий (в рамках изученного). Синтаксический и пунктуационный анализ предложений с деепричастным оборотом (в рамках изученного). Наречие Общее грамматическое значение наречий. Синтаксические свойства наречий. Роль в речи. Разряды наречий по значению. Простая и составная формы сравнительной и превосходной степеней сравнения наречий. Нормы постановки ударения в наречиях, нормы произношения наречий. Нормы образования степеней сравнения наречий. Словообразование наречий. Морфологический анализ наречий. Правописание наречий: слитное, раздельное, дефисное написание; слитное и раздельное написание не с наречиями; н и нн в наречиях на -о (-е); правописание суффиксов -а и -о наречий с приставками из-, до-, с-, в-, на-, за-; употребление ь после шипящих на конце наречий; правописание суффиксов наречий -о и -е после шипящих. Орфографический анализ наречий (в рамках изученного). Слова категории состояния Вопрос о словах категории состояния в системе частей речи. Общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическая функция слов категории состояния. Роль слов категории состояния в речи. Служебные части речи Общая характеристика служебных частей речи. Отличие самостоятельных частей речи от служебных. Предлог Предлог как служебная часть речи. Грамматические функции предлогов. Разряды предлогов по происхождению: предлоги производные и непроизводные. Разряды предлогов по строению: предлоги простые и составные. Морфологический анализ предлогов. Нормы употребления имѐн существительных и местоимений с предлогами. Правильное использование предлогов из – с, в – на. Правильное образование предложно-падежных форм с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки, наперерез. Правописание производных предлогов. Союз Союз как служебная часть речи. Союз как средство связи однородных членов предложения и частей сложного предложения. Разряды союзов по строению: простые и составные. Правописание составных союзов. Разряды союзов по значению: сочинительные и подчинительные. Одиночные, двойные и повторяющиеся сочинительные союзы. Морфологический анализ союзов. Правописание союзов. Знаки препинания в сложных союзных предложениях (в рамках изученного). Знаки препинания в предложениях с союзом и, связывающим однородные члены и части сложного предложения. Частица Частица как служебная часть речи. Роль частиц в передаче различных оттенков значения в слове и тексте, в образовании форм глагола. Употребление частиц в предложении и тексте в соответствии с их значением и стилистической окраской. Интонационные особенности предложений с частицами. Разряды частиц по значению и употреблению: формообразующие, отрицательные, модальные. Морфологический анализ частиц. Смысловые различия частиц не и ни. Использование частиц не и ни в письменной речи. Различение приставки неи частицы не. Слитное и раздельное написание не с разными частями речи (обобщение). Правописание частиц бы, ли, же с другими словами. Дефисное написание частиц -то, -таки, -ка. Междометия и звукоподражательные слова Междометия как особая группа слов. Разряды междометий по значению (выражающие чувства, побуждающие к действию, этикетные междометия); междометия производные и непроизводные. Морфологический анализ междометий. Звукоподражательные слова. Использование междометий и звукоподражательных слов в разговорной и художественной речи как средства создания экспрессии. Интонационное и пунктуационное выделение междометий и звукоподражательных слов в предложении. Омонимия слов разных частей речи. Грамматическая омонимия. Использование грамматических омонимов в речи. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения программы по русскому языку на уровне основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности. В результате изучения русского языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: 1) гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражѐнными в литературных произведениях, написанных на русском языке; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на русском языке; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтѐрство); 2) патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России, проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов России, ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражѐнным в художественных произведениях, уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране; 3) духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать своѐ поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учѐтом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства; 4) эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; осознание важности русского языка как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества, стремление к самовыражению в разных видах искусства; 5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт, ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, рациональный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в информационно-коммуникационной сети «Интернет» в процессе школьного языкового образования; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать своѐ эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на русском языке, сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека; 6) трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей, уважение к труду и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учѐтом личных и общественных интересов и потребностей; умение рассказать о своих планах на будущее; 7) экологического воспитания: ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы, осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред, готовность к участию в практической деятельности экологической направленности; 8) ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой, закономерностях развития языка, овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира, овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия; 9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; потребность во взаимодействии в условиях неопределѐнности, открытость опыту и знаниям других, потребность в действии в условиях неопределѐнности, в повышении уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других, необходимость в формировании новых знаний, умений связывать образы, формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознание дефицита собственных знаний и компетенций, планирование своего развития, умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учѐтом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий; способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в сложившейся ситуации, быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения русского языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие метапредметные результаты: познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий: выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов; устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа, классифицировать языковые единицы по существенному признаку; выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; выявлять дефицит информации текста, необходимой для решения поставленной учебной задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов, делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учѐтом самостоятельно выделенных критериев. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании; формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное; формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач; проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента); самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведѐнного наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах. У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий: применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учѐтом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах; использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нѐм информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач; использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учѐтом поставленных целей; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки; оценивать надѐжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно; эффективно запоминать и систематизировать информацию. У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков; знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты проведѐнного языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта; самостоятельно выбирать формат выступления с учѐтом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий: выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях; ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой); самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учѐтом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации; делать выбор и брать ответственность за решение. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля, эмоционального интеллекта как части регулятивных универсальных учебных действий: владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии; давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план еѐ изменения; предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать причины коммуникативных неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретѐнному речевому опыту и корректировать собственную речь с учѐтом целей и условий общения; оценивать соответствие результата цели и условиям общения; развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию; регулировать способ выражения собственных эмоций; осознанно относиться к другому человеку и его мнению; признавать своѐ и чужое право на ошибку; принимать себя и других, не осуждая; проявлять открытость; осознавать невозможность контролировать всѐ вокруг. У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по еѐ достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учѐтом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговой штурм» и другие); выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчѐта перед группой. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 7 КЛАСС Общие сведения о языке Иметь представление о языке как развивающемся явлении. Осознавать взаимосвязь языка, культуры и истории народа (приводить примеры). Язык и речь Создавать устные монологические высказывания объѐмом не менее 7 предложений на основе наблюдений, личных впечатлений, чтения научно-учебной, художественной и научно- популярной литературы (монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование); выступать с научным сообщением. Участвовать в диалоге на лингвистические темы (в рамках изученного) и темы на основе жизненных наблюдений объѐмом не менее 5 реплик. Владеть различными видами диалога: диалог – запрос информации, диалог – сообщение информации. Владеть различными видами аудирования (выборочное, ознакомительное, детальное) публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи. Владеть различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым. Устно пересказывать прослушанный или прочитанный текст объѐмом не менее 120 слов. Понимать содержание прослушанных и прочитанных публицистических текстов (рассуждение-доказательство, рассуждение-объяснение, рассуждение-размышление) объѐмом не менее 230 слов: устно и письменно формулировать тему и главную мысль текста; формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них; подробно, сжато и выборочно передавать в устной и письменной форме содержание прослушанных публицистических текстов (для подробного изложения объѐм исходного текста должен составлять не менее 180 слов; для сжатого и выборочного изложения – не менее 200 слов). Осуществлять адекватный выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом. Соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского литературного языка, в том числе во время списывания текста объѐмом 110–120 слов; словарного диктанта объѐмом 25–30 слов; диктанта на основе связного текста объѐмом 110–120 слов, составленного с учѐтом ранее изученных правил правописания (в том числе содержащего изученные в течение третьего года обучения орфограммы, пунктограммы и слова с непроверяемыми написаниями); соблюдать на письме правила речевого этикета. Текст Анализировать текст с точки зрения его соответствия основным признакам; выявлять его структуру, особенности абзацного членения, языковые средства выразительности в тексте: фонетические (звукопись), словообразовательные, лексические. Проводить смысловой анализ текста, его композиционных особенностей, определять количество микротем и абзацев. Выявлять лексические и грамматические средства связи предложений и частей текста. Создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи с опорой на жизненный и читательский опыт; на произведения искусства (в том числе сочинения-миниатюры объѐмом 6 и более предложений; классные сочинения объѐмом не менее 150 слов с учѐтом стиля и жанра сочинения, характера темы). Владеть умениями информационной переработки текста: составлять план прочитанного текста (простой, сложный; назывной, вопросный, тезисный) с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме; выделять главную и второстепенную информацию в тексте; передавать содержание текста с изменением лица рассказчика; использовать способы информационной переработки текста; извлекать информацию из различных источников, в том числе из лингвистических словарей и справочной литературы, и использовать еѐ в учебной деятельности. Представлять сообщение на заданную тему в виде презентации. Представлять содержание научно-учебного текста в виде таблицы, схемы; представлять содержание таблицы, схемы в виде текста. Редактировать тексты: сопоставлять исходный и отредактированный тексты; редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы с опорой на знание норм современного русского литературного языка. Функциональные разновидности языка Характеризовать функциональные разновидности языка: разговорную речь и функциональные стили (научный, публицистический, официально-деловой), язык художественной литературы. Характеризовать особенности публицистического стиля (в том числе сферу употребления, функции), употребления языковых средств выразительности в текстах публицистического стиля, нормы построения текстов публицистического стиля, особенности жанров (интервью, репортаж, заметка). Создавать тексты публицистического стиля в жанре репортажа, заметки, интервью; оформлять деловые бумаги (инструкция). Владеть нормами построения текстов публицистического стиля. Характеризовать особенности официально-делового стиля (в том числе сферу употребления, функции, языковые особенности), особенности жанра инструкции. Применять знания о функциональных разновидностях языка при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике. Система языка Распознавать изученные орфограммы; проводить орфографический анализ слов; применять знания по орфографии в практике правописания. Использовать знания по морфемике и словообразованию при выполнении языкового анализа различных видов и в практике правописания. Объяснять значения фразеологизмов, пословиц и поговорок, афоризмов, крылатых слов (на основе изученного), в том числе с использованием фразеологических словарей русского языка. Распознавать метафору, олицетворение, эпитет, гиперболу, литоту; понимать их коммуникативное назначение в художественном тексте и использовать в речи как средство выразительности. Характеризовать слово с точки зрения сферы его употребления, происхождения, активного и пассивного запаса и стилистической окраски; проводить лексический анализ слов; применять знания по лексике и фразеологии при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике. Распознавать омонимию слов разных частей речи; различать лексическую и грамматическую омонимию; понимать особенности употребления омонимов в речи. Использовать грамматические словари и справочники в речевой практике. Морфология. Культура речи Распознавать причастия и деепричастия, наречия, служебные слова (предлоги, союзы, частицы), междометия, звукоподражательные слова и проводить их морфологический анализ: определять общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксические функции. Причастие Характеризовать причастие как особую форму глагола, определять признаки глагола и имени прилагательного в причастии; определять синтаксические функции причастия. Распознавать причастия настоящего и прошедшего времени, действительные и страдательные причастия, различать и характеризовать полные и краткие формы страдательных причастий, склонять причастия. Проводить морфологический, орфографический анализ причастий, применять это умение в речевой практике. Составлять словосочетания с причастием в роли зависимого слова, конструировать причастные обороты. Уместно использовать причастия в речи, различать созвучные причастия и имена прилагательные (висящий — висячий, горящий — горячий). Правильно ставить ударение в некоторых формах причастий, применять правила правописания падежных окончаний и суффиксов причастий; н и нн в причастиях и отглагольных именах прилагательных, написания гласной перед суффиксом -вш- действительных причастий прошедшего времени, перед суффиксом -нн- страдательных причастий прошедшего времени, написания не с причастиями. Правильно расставлять знаки препинания в предложениях с причастным оборотом. Проводить синтаксический и пунктуационный анализ предложений с причастным оборотом (в рамках изученного). Деепричастие Определять признаки глагола и наречия в деепричастии, синтаксическую функцию деепричастия. Распознавать деепричастия совершенного и несовершенного вида. Проводить морфологический, орфографический анализ деепричастий, применять это умение в речевой практике. Конструировать деепричастный оборот, определять роль деепричастия в предложении. Уместно использовать деепричастия в речи. Правильно ставить ударение в деепричастиях. Применять правила написания гласных в суффиксах деепричастий, правила слитного и раздельного написания не с деепричастиями. Правильно строить предложения с одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами. Правильно расставлять знаки препинания в предложениях с одиночным деепричастием и деепричастным оборотом. Проводить синтаксический и пунктуационный анализ предложений с одиночным деепричастием и деепричастным оборотом (в рамках изученного). Наречие Распознавать наречия в речи. Определять общее грамматическое значение наречий; различать разряды наречий по значению; характеризовать особенности словообразования наречий, их синтаксических свойств, роли в речи. Проводить морфологический, орфографический анализ наречий (в рамках изученного), применять это умение в речевой практике. Соблюдать нормы образования степеней сравнения наречий, произношения наречий, постановки в них ударения. Применять правила слитного, раздельного и дефисного написания наречий; написания н и нн в наречиях на -о и е; написания суффиксов -а и -о наречий с приставками из-, до-, с-, в-, на-, за-; употребления ь на конце наречий после шипящих; написания суффиксов наречий -о и -е после шипящих; написания е и и в приставках не- и ни- наречий; слитного и раздельного написания не с наречиями. Слова категории состояния Определять общее грамматическое значение, морфологические характеризовать их синтаксическую функцию и роль в речи. признаки слов категории состояния, Служебные части речи Давать общую характеристику служебных частей речи, объяснять их отличия от самостоятельных частей речи. Предлог Характеризовать предлог как служебную часть речи, различать производные и непроизводные предлоги, простые и составные предлоги. Употреблять предлоги в речи в соответствии с их значением и стилистическими особенностями, соблюдать нормы правописания производных предлогов. Соблюдать нормы употребления имѐн существительных и местоимений с предлогами, предлогов из – с, в – на в составе словосочетаний, правила правописания производных предлогов. Проводить морфологический анализ предлогов, применять это умение при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике. Союз Характеризовать союз как служебную часть речи, различать разряды союзов по значению, по строению, объяснять роль союзов в тексте, в том числе как средств связи однородных членов предложения и частей сложного предложения. Употреблять союзы в речи в соответствии с их значением и стилистическими особенностями, соблюдать правила правописания союзов, постановки знаков препинания в сложных союзных предложениях, постановки знаков препинания в предложениях с союзом и. Проводить морфологический анализ союзов, применять это умение в речевой практике. Частица Характеризовать частицу как служебную часть речи, различать разряды частиц по значению, по составу, объяснять роль частиц в передаче различных оттенков значения в слове и тексте, в образовании форм глагола, понимать интонационные особенности предложений с частицами. Употреблять частицы в речи в соответствии с их значением и стилистической окраской; соблюдать нормы правописания частиц. Проводить морфологический анализ частиц, применять это умение в речевой практике. Междометия и звукоподражательные слова Характеризовать междометия как особую группу слов, различать группы междометий по значению, объяснять роль междометий в речи, характеризовать особенности звукоподражательных слов и их употребление в разговорной речи, в художественной литературе. Проводить морфологический анализ междометий, применять это умение в речевой практике. Соблюдать пунктуационные правила оформления предложений с междометиями. Различать грамматические омонимы. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 КЛАСС Количество часов № п/п Наименование разделов и тем программы Всего Контрольные работы Практические работы 0 0 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Раздел 1. Общие сведения о языке 1.1 Язык как развивающееся явление Итого по разделу 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4159f6 1 Раздел 2. Язык и речь 2.1 Монолог и его виды 1 0 0 2.2 Диалог и его виды 1 0 0 2 0 0 2 0 1 4 0 2 Итого по разделу Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4159f6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4159f6 2 Раздел 3. Текст 3.1 3.2 3.3 Основные признаки текста (повторение) Информационная переработка текста. Смысловой анализ текста Функционально-смысловые типы речи. Рассуждение как функционально-смысловой тип речи Итого по разделу Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4159f6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4159f6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4159f6 8 Раздел 4. Функциональные разновидности языка 4.1 Публицистический стиль 4 0 0 4.2 Официально деловой стиль 2 0 1 0 0 Итого по разделу Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4159f6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4159f6 6 Раздел 5. Система языка. Морфология. Культура речи. Орфорграфия 5.1 Морфология как раздел науки о языке (обобщение) 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4159f6 5.2 Причастие как особая форма глагола 20 1 5 5.3 Деепричастие как особая форма глагола 14 0 4 5.4 Наречие 21 1 5 5.5 Слова категории состояния 2 5.6 Служебные части речи 1 0 0 5.7 Предлог 12 1 3 5.8 Союз 12 1 3 5.9 Частица 12 1 3 5.10 Междометия и звукоподражательные слова 4 0 2 5.11 Омонимия слов разных частей речи 2 0 1 Итого по разделу 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4159f6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4159f6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4159f6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4159f6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4159f6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4159f6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4159f6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4159f6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4159f6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4159f6 101 Повторение пройденного материала 8 2 0 Итоговый контроль (сочинения, изложения, контрольные и проверочные работы, диктанты) 10 5 5 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 136 12 36 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4159f6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4159f6 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 КЛАСС № п/п 1 2 3 4 5 6 Тема урока Русский язык как развивающееся явление. Взаимосвязь языка, культуры и истории народа Повторение. Орфография. Правописание гласных в корне слова (повторение изученного в 5 - 6 классах) Повторение. Орфография. Правописание приставок в слове (повторение изученного в 5 - 6 классах) Повторение. Морфология. Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное. Правописание Повторение. Морфология. Местоимение. Глагол. Правописание Контрольная работа / диктант с грамматическим заданием Количество часов Контрольные Всего работы Практические работы 1 0 0 1 0 0 1 0 0 1 0 0 1 0 0 1 1 0 7 Монолог и его виды 1 0 0 8 Диалог и его виды 1 0 0 9 Сочинение на лингвистическую тему 1 1 0 10 Текст как речевое произведение 1 0 0 11 Текст как речевое произведение. Виды информации в тексте 1 0 0 12 Тезисный план текста 1 0 0 13 Тезисный план текста. Практикум 1 0 1 1 0 0 1 0 1 14 15 Рассуждение как функциональносмысловой тип речи Рассуждение как функционально- Дата изучения Электронные цифровые образовательные ресурсы 03.09.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa275a2c 04.09.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa275e00 04.09.2024 05.09.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2760da 10.09.2024 11.09.2024 11.09.2024 12.09.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa27640e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa27659e 17.09.2024 18.09.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2766fc 18.09.2024 19.09.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa276d96 24.09.2024 25.09.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa276a4e Библиотека ЦОК смысловой тип речи. Практикум 25.09.2024 16 Основные виды текста-рассуждения 1 0 1 17 Основные виды текста-рассуждения. Практикум 1 0 1 18 Сочинение-рассуждение на тему 1 1 0 19 Функциональные разновидности языка 1 0 0 20 Публицистический стиль 1 0 0 21 Основные жанры публицистического стиля 1 0 0 22 Основные жанры публицистического стиля. Практикум 1 0 23 Официально-деловой стиль 1 0 0 24 Основные жанры делового стиля. Инструкция 1 0 0 25 Сочинение на тему 1 1 0 1 0 0 1 0 0 1 0 0 1 0 0 1 0 0 1 0 0 26 27 28 29 30 31 Морфология как раздел науки о языке. Система частей речи в русском языке. Понятие о причастии. Причастие как особая форма глагола Признаки глагола и прилагательного у причастия Причастный оборот Причастный оборот. Знаки препинания в предложениях с причастным оборотом Действительные и страдательные причастия 26.09.2024 01.10.2024 02.10.2024 02.10.2024 03.10.2024 08.10.2024 09.10.2024 32 Полные и краткие формы причастий 1 0 0 33 Причастия настоящего и прошедшего времени 1 0 0 https://m.edsoo.ru/fa276c06 09.10.2024 10.10.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2775f2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa27771e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa277976 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa277bf6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa278042 15.10.2024 16.10.2024 16.10.2024 17.10.2024 22.10.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2781aa Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2782d6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa27840c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa27893e 23.10.2024 23.10.2024 24.10.2024 05.11.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa278b96 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa278cc2 34 35 36 37 38 39 40 41 42 Образование действительных причастий настоящего и прошедшего времени Образование действительных причастий настоящего и прошедшего времени. Практикум Образование страдательных причастий настоящего и прошедшего времени Образование страдательных причастий настоящего и прошедшего времени. Практикум Правописание гласных перед н и нн в полных причастиях Правописание гласных перед н и нн в полных и кратких страдательных причастиях. Практикум Правописание гласных перед н и нн в полных и кратких страдательных причастиях и отглагольных прилагательных Правописание н и нн в полных страдательных причастиях и отглагольных прилагательных Правописание н и нн в кратких страдательных причастиях и кратких прилагательных 1 0 0 1 0 1 1 0 0 1 0 1 1 0 0 1 0 1 1 0 0 1 1 0 1 0 0 43 Морфологический анализ причастия 1 0 0 44 Сочинение/изложение 1 1 0 45 Правописание не с причастиями 1 0 0 1 0 0 1 0 1 1 1 0 46 47 48 Буквы е и ѐ после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени Повторение темы "Причастие как особая форма глагола". Практикум Диктант /Диктант с продолжением 06.11.2024 06.11.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa278fc4 07.11.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2790f0 12.11.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa27921c 13.11.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2796b8 13.11.2024 14.11.2024 19.11.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa279942 20.11.2024 26.11.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa279564 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa278a74 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa279bae 27.11.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa279d98 20.11.2024 21.11.2024 27.11.2024 28.11.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa279ec4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa279ffa 49 50 Понятие о деепричастии. Деепричастие как особая форма глагола Понятие о деепричастии. Признаки глагола и наречия в деепричастии 1 0 0 1 0 0 51 Деепричастный оборот 1 0 1 52 Деепричастный оборот. Знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом 1 0 0 53 Правописание не с деепричастиями 1 0 0 1 0 1 1 0 0 1 0 1 1 0 0 54 55 56 57 Правописание не с деепричастиями. Практикум Деепричастия совершенного и несовершенного вида Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Практикум Деепричастия совершенного и несовершенного вида в тексте. Подготовка к сочинению 58 Сочинение-описание картины 1 1 0 59 Морфологический анализ деепричастия 1 0 0 1 0 1 60 61 62 63 64 65 Морфологический анализ деепричастия. Практикум Синтаксический и пунктуационный анализ предложений с деепричастным оборотом. Практикум Повторение темы "Деепричастие как особая форма глагола". Нормы употребления деепричастий Повторение темы "Деепричастие как особая форма глагола". Практикум Контрольная работа по темам "Причастие" и "Деепричастие" Наречие как часть речи 1 1 1 0 0 1 0 1 1 1 0 1 0 0 04.12.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa27a11c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa27a356 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa27a7ca 05.12.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa27a694 10.12.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa27b03a 03.12.2024 04.12.2024 11.12.2024 11.12.2024 12.12.2024 17.12.2024 18.12.2024 18.12.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa27aec8 19.12.2024 24.12.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa27abf8 25.12.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa27b792 25.12.2024 26.12.2024 14.01.2025 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa27b8f0 66 Разряды наречий по значению 1 0 0 67 Разряды наречий по значению. Практикум 1 0 1 68 Степени сравнения наречий 1 0 0 69 Степени сравнения наречий. Практикум 1 0 1 70 Словообразование наречий 1 0 0 71 Морфологический анализ наречия 1 0 0 1 0 0 1 0 1 1 0 0 1 0 0 1 0 1 1 0 0 1 0 1 1 0 0 1 0 1 72 73 74 75 76 77 78 79 80 Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о (-е) Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о (-е). Практикум Дефис между частями слова в наречиях Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных. Практикум Одна и две буквы н в наречиях на -о (-е) Одна и две буквы н в наречиях на -о (-е). Практикум Буквы о и е после шипящих на конце наречий Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Практикум 81 Буквы о и а на конце наречий 1 0 0 82 Буквы о и а на конце наречий. Практикум 1 0 1 83 Мягкий знак после шипящих на конце 1 0 0 15.01.2025 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa27ba62 15.01.2025 16.01.2025 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa27c3d6 21.01.2025 22.01.2025 22.01.2025 23.01.2025 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa27c6ba Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa27ca02 28.01.2025 29.01.2025 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa27cb6a 29.01.2025 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa27cd90 30.01.2025 04.02.2025 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa27d088 05.02.2025 05.02.2025 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa27d5a6 06.02.2025 11.02.2025 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa27d83a 12.02.2025 Библиотека ЦОК 84 наречий Мягкий знак после шипящих на конце наречий. Практикум 12.02.2025 1 0 1 85 Повторение темы «Наречие» 1 0 0 86 Диктант с грамматическим заданием 1 1 0 87 Слова категории состояния в системе частей речи 1 0 0 88 Слова категории состояния и наречия 1 0 0 89 Служебные части речи в русском языке 1 0 0 90 Предлог как часть речи 1 0 0 91 Предлоги производные и непроизводные 1 0 0 92 Предлоги производные и непроизводные. Практикум 1 0 1 93 Предлоги простые и составные 1 0 0 94 Предлоги простые и составные. Практикум 1 0 1 95 Правописание предлогов 1 0 0 96 Правописание предлогов. Практикум 1 0 1 97 Употребление предлогов в речи 1 0 0 98 Употребление предлогов в речи. Практикум 1 0 1 99 Морфологический анализ предлога 1 0 0 100 Повторение темы «Предлог» 1 0 0 101 Повторение темы «Предлог». Практикум 1 1 0 https://m.edsoo.ru/fa27d9c0 13.02.2025 18.02.2025 19.02.2025 19.02.2025 20.02.2025 25.02.2025 26.02.2025 26.02.2025 27.02.2025 04.03.2025 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa27dc36 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa27dd9e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa27df1a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa27e262 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa27e5b4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa27e866 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa27edf2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa27ef3c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa27eb0e 05.03.2025 05.03.2025 06.03.2025 11.03.2025 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa27ec44 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa27f19e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa27f450 12.03.2025 12.03.2025 13.03.2025 18.03.2025 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa27f586 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa27f6b2 102 Союз как часть речи 1 0 0 103 Разряды союзов 1 0 0 104 Разряды союзов. Практикум 1 0 1 105 Сочинительные союзы 1 0 0 106 Подчинительные союзы 1 0 0 107 Правописание союзов 1 0 0 108 Правописание союзов. Практикум 1 0 1 109 Союзы и союзные слова 1 0 0 110 Союзы в простых и сложных предложениях 1 0 0 111 Морфологический анализ союза 1 0 0 112 Повторение темы «Союз» 1 0 0 113 Повторение темы «Союз». Практикум 1 0 1 114 Частица как часть речи 1 0 0 115 Разряды частиц 1 0 0 116 Разряды частиц. Практикум 1 0 1 117 Правописание частиц 1 0 0 118 Правописание частицы не 1 0 0 119 Правописание частицы не. Практикум 1 0 1 120 Разграничение частиц не и ни 1 0 0 19.03.2025 19.03.2025 20.03.2025 01.04.2025 02.04.2025 02.04.2025 03.04.2025 08.04.2025 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa27f978 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa27faa4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa27fbd0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa27fd60 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa27fe82 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2803b4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2804ea Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fba94310 09.04.2025 09.04.2025 10.04.2025 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa280634 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fba948f6 15.04.2025 16.04.2025 16.04.2025 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fba94d6a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fba9510c 17.04.2025 22.04.2025 23.04.2025 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fba95a26 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fba95918 23.04.2025 Библиотека ЦОК 24.04.2025 121 Разграничение частиц не и ни. Практикум 1 0 1 122 Морфологический анализ частицы 1 0 0 123 Повторение темы «Частица» 1 0 0 124 Повторение темы «Частица». Практикум 1 0 1 1 0 1 1 0 0 1 0 1 125 126 127 Повторение темы «Служебные части речи». Практикум Междометия и звукоподражательные слова в системе частей речи Междометия и звукоподражательные слова. Практикум 128 Морфологический анализ междометия 1 0 0 129 Междометия и звукоподражательные слова в разговорной и художественной речи. Практикум 1 0 1 130 Омонимия слов разных частей речи 1 0 0 1 0 0 1 1 0 1 0 0 1 0 0 1 0 0 1 0 0 136 12 36 131 132 133 134 135 136 Омонимия слов разных частей речи. Практикум Контрольная итоговая работа за курс 7 класса Повторение. Правописание не с причастиями, деепричастиями, наречиями Повторение. Правописание н и нн в причастиях, отглагольных прилагательных, наречиях Повторение. Слитное, раздельное, дефисное написание наречий Повторение. Правописание служебных частей речи ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ https://m.edsoo.ru/fba9562a 29.04.2025 30.04.2025 30.04.2025 06.05.2025 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fba95b3e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fba95d6e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fba95e86 07.05.2025 07.05.2025 08.05.2025 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fba9612e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fba96516 13.05.2025 14.05.2025 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fba96340 14.05.2025 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fba9696c 15.05.2025 20.05.2025 21.05.2025 21.05.2025 22.05.2025 24.05.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fba97c0e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fba9702e УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА • Русский язык (в 2 частях), 5 класс/ Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и другие, Акционерное общество «Издательство «Просвещение» • Русский язык (в 2 частях), 6 класс/ Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и другие, Акционерное общество «Издательство «Просвещение» • Русский язык (в 2 частях), 7 класс/ Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и другие, Акционерное общество «Издательство «Просвещение»