МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНI4Я, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТДЕЛ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ КОТОВСКОГО муниципАльного рАйонА волгогрАдской овлдсти МБоУ СШ }lb б г. Котово РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО {A"Cr на заседании КФ.Щ ,Щжусова за]\,r.директора по Т.В. УВР Потемкина о.В. протокол Nч 1 от к16> чtвгуста 2024 r. от <17> августа 2024т. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета <<Русский язык>> для обl^rающихся бА классов (1^rитель Потемкина о.В.) г. Котово,2024 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа по русскому языку на уровне основного общего образования подготовлена на основе ФГОС ООО, ФОП ООО, Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г № 637-р), федеральной рабочей программы воспитания, с учётом распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения русского языка, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и определению планируемых результатов. Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне основного общего образования. Планируемые результаты освоения программы по русскому языку включают личностные, метапредметные результаты за весь период обучения на уровне основного общего образования, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» Русский язык – государственный язык Российской Федерации, язык межнационального общения народов России, национальный язык русского народа. Как государственный язык и язык межнационального общения русский язык является средством коммуникации всех народов Российской Федерации, основой их социальноэкономической, культурной и духовной консолидации. Высокая функциональная значимость русского языка и выполнение им функций государственного языка и языка межнационального общения важны для каждого жителя России, независимо от места его проживания и этнической принадлежности Знание русского языка и владение им в разных формах его существования и функциональных разновидностях, понимание его стилистических особенностей и выразительных возможностей, умение правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения определяют успешность социализации личности и возможности её самореализации в различных жизненно важных для человека областях. Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании сознания, самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского и других народов России. Обучение русскому языку направлено на совершенствование нравственной и коммуникативной культуры обучающегося, развитие его интеллектуальных и творческих способностей, мышления, памяти и воображения, навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования. Содержание по русскому языку ориентировано также на развитие функциональной грамотности как интегративного умения человека читать, понимать тексты, использовать информацию текстов разных форматов, оценивать её, размышлять о ней, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей: осознание и проявление общероссийской гражданственности, патриотизма, уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации и языку межнационального общения; проявление сознательного отношения к языку как к общероссийской ценности, форме выражения и хранения духовного богатства русского и других народов России, как к средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; проявление уважения к общероссийской и русской культуре, к культуре и языкам всех народов Российской Федерации; овладение русским языком как инструментом личностного развития, инструментом формирования социальных взаимоотношений, инструментом преобразования мира; овладение знаниями о русском языке, его устройстве и закономерностях функционирования, о стилистических ресурсах русского языка; практическое овладение нормами русского литературного языка и речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса и использование в собственной речевой практике разнообразных грамматических средств; совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности; воспитание стремления к речевому самосовершенствованию; совершенствование речевой деятельности, коммуникативных умений, обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; овладение русским языком как средством получения различной информации, в том числе знаний по разным учебным предметам; совершенствование мыслительной деятельности, развитие универсальных интеллектуальных умений сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, классификации, установления определённых закономерностей и правил, конкретизации в процессе изучения русского языка; развитие функциональной грамотности в части формирования умений осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию, интерпретировать, понимать и использовать тексты разных форматов (сплошной, несплошной текст, инфографика и другие); осваивать стратегии и тактик информационносмысловой переработки текста, способы понимания текста, его назначения, общего смысла, коммуникативного намерения автора; логической структуры, роли языковых средств. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ В соответствии с ФГОС ООО учебный предмет «Русский язык» входит в предметную область «Русский язык и литература» и является обязательным для изучения. В соответствии с ФГОС ООО учебный предмет «Русский язык» входит в предметную область «Русский язык и литература» и является обязательным для изучения. Число часов, отведенных на изучение русского языка, составляет в 6 классе 204 часа (6 часов в неделю). СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Общие сведения о языке Русский язык – государственный язык межнационального общения. Понятие о литературном языке. Язык и речь Российской Федерации и язык Монолог-описание, монолог-повествование, монолог-рассуждение; сообщение на лингвистическую тему. Виды диалога: побуждение к действию, обмен мнениями. Текст Смысловой анализ текста: его композиционных особенностей, микротем и абзацев, способов и средств связи предложений в тексте; использование языковых средств выразительности (в рамках изученного). Информационная переработка текста. План текста (простой, сложный; назывной, вопросный); главная и второстепенная информация текста; пересказ текста. Описание как тип речи. Описание внешности человека. Описание помещения. Описание природы. Описание местности. Описание действий. Функциональные разновидности языка Официально-деловой стиль. Заявление. Расписка. Научный стиль. Словарная статья. Научное сообщение. СИСТЕМА ЯЗЫКА Лексикология. Культура речи Лексика русского языка с точки зрения её происхождения: исконно русские и заимствованные слова. Лексика русского языка с точки зрения принадлежности к активному и пассивному запасу: неологизмы, устаревшие слова (историзмы и архаизмы). Лексика русского языка с точки зрения сферы употребления: общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления (диалектизмы, термины, профессионализмы, жаргонизмы). Стилистические пласты лексики: стилистически нейтральная, высокая и сниженная лексика. Лексический анализ слов. Фразеологизмы. Их признаки и значение. Употребление лексических средств в соответствии с ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Эпитеты, метафоры, олицетворения. Лексические словари. Словообразование. Культура речи. Орфография Формообразующие и словообразующие морфемы. Производящая основа. Основные способы образования слов в русском языке (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение, переход из одной части речи в другую). Понятие об этимологии (общее представление). Морфемный и словообразовательный анализ слов. Правописание сложных и сложносокращённых слов. Правописание корня -кас- – -кос- с чередованием а // о, гласных в приставках преи при-. Орфографический анализ слов (в рамках изученного). Морфология. Культура речи. Орфография Имя существительное Особенности словообразования. Нормы произношения имён существительных, нормы постановки ударения (в рамках изученного). Нормы словоизменения имён существительных. Морфологический анализ имён существительных. Правила слитного и дефисного написания пол- и полу- со словами. Орфографический анализ имён существительных (в рамках изученного). Имя прилагательное Качественные, относительные и притяжательные имена прилагательные. Степени сравнения качественных имён прилагательных. Словообразование имён прилагательных. Морфологический анализ имён прилагательных. Правописание н и нн в именах прилагательных. Правописание суффиксов -к- и -ск- имён прилагательных. Правописание сложных имён прилагательных. Нормы произношения имён прилагательных, нормы ударения (в рамках изученного). Орфографический анализ имени прилагательного (в рамках изученного). Имя числительное Общее грамматическое значение имени числительного. Синтаксические функции имён числительных. Разряды имён числительных по значению: количественные (целые, дробные, собирательные), порядковые числительные. Разряды имён числительных по строению: простые, сложные, составные числительные. Словообразование имён числительных. Склонение количественных и порядковых имён числительных. Правильное образование форм имён числительных. Правильное употребление собирательных имён числительных. Морфологический анализ имён числительных. Правила правописания имён числительных: написание ь в именах числительных; написание двойных согласных; слитное, раздельное, дефисное написание числительных; правила правописания окончаний числительных. Орфографический анализ имён числительных (в рамках изученного). Местоимение Общее грамматическое значение местоимения. Синтаксические функции местоимений. Разряды местоимений: личные, возвратное, вопросительные, относительные, указательные, притяжательные, неопределённые, отрицательные, определительные. Склонение местоимений. Словообразование местоимений. Морфологический анализ местоимений. Употребление местоимений в соответствии с требованиями русского речевого этикета, в том числе местоимения 3-го лица в соответствии со смыслом предшествующего текста (устранение двусмысленности, неточности); притяжательные и указательные местоимения как средства связи предложений в тексте. Правила правописания местоимений: правописание местоимений с не и ни; слитное, раздельное и дефисное написание местоимений. Орфографический анализ местоимений (в рамках изученного). Глагол Переходные и непереходные глаголы. Разноспрягаемые глаголы. Безличные глаголы. Использование личных глаголов в безличном значении. Изъявительное, условное и повелительное наклонения глагола. Нормы ударения в глагольных формах (в рамках изученного). Нормы словоизменения глаголов. Видо-временная соотнесённость глагольных форм в тексте. Морфологический анализ глаголов. Использование ь как показателя грамматической формы в повелительном наклонении глагола. Орфографический анализ глаголов (в рамках изученного). ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Общие сведения о языке Характеризовать функции русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, приводить примеры использования русского языка как государственного языка Российской Федерации и как языка межнационального общения (в рамках изученного). Иметь представление о русском литературном языке. Язык и речь Создавать устные монологические высказывания объёмом не менее 6 предложений на основе жизненных наблюдений, чтения научно-учебной, художественной и научнопопулярной литературы (монолог-описание, монолог-повествование, монолограссуждение); выступать с сообщением на лингвистическую тему. Участвовать в диалоге (побуждение к действию, обмен мнениями) объёмом не менее 4 реплик. Владеть различными видами аудирования: выборочным, ознакомительным, детальным – научно-учебных и художественных текстов различных функциональносмысловых типов речи. Владеть различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым. Устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объёмом не менее 110 слов. Понимать содержание прослушанных и прочитанных научно-учебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи объёмом не менее 180 слов: устно и письменно формулировать тему и главную мысль текста, вопросы по содержанию текста и отвечать на них; подробно и сжато передавать в устной и письменной форме содержание прочитанных научно-учебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи (для подробного изложения объём исходного текста должен составлять не менее 160 слов; для сжатого изложения – не менее 165 слов). Осуществлять выбор лексических средств в соответствии с речевой ситуацией; пользоваться словарями иностранных слов, устаревших слов; оценивать свою и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; использовать толковые словари. Соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского литературного языка, в том числе во время списывания текста объёмом 100–110 слов; словарного диктанта объёмом 20–25 слов; диктанта на основе связного текста объёмом 100–110 слов, составленного с учётом ранее изученных правил правописания (в том числе содержащего изученные в течение второго года обучения орфограммы, пунктограммы и слова с непроверяемыми написаниями); соблюдать в устной речи и на письме правила речевого этикета. Текст Анализировать текст с точки зрения его соответствия основным признакам; с точки зрения его принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Характеризовать тексты различных функционально-смысловых типов речи; характеризовать особенности описания как типа речи (описание внешности человека, помещения, природы, местности, действий). Выявлять средства связи предложений в тексте, в том числе притяжательные и указательные местоимения, видо-временную соотнесённость глагольных форм. Применять знания о функционально-смысловых типах речи при выполнении анализа различных видов и в речевой практике; использовать знание основных признаков текста в практике создания собственного текста. Проводить смысловой анализ текста, его композиционных особенностей, определять количество микротем и абзацев. Создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание внешности человека, помещения, природы, местности, действий) с опорой на жизненный и читательский опыт; произведение искусства (в том числе сочиненияминиатюры объёмом 5 и более предложений; классные сочинения объёмом не менее 100 слов с учётом функциональной разновидности и жанра сочинения, характера темы). Владеть умениями информационной переработки текста: составлять план прочитанного текста (простой, сложный; назывной, вопросный) с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме; выделять главную и второстепенную информацию в прослушанном и прочитанном тексте; извлекать информацию из различных источников, в том числе из лингвистических словарей и справочной литературы, и использовать её в учебной деятельности. Представлять сообщение на заданную тему в виде презентации. Представлять содержание прослушанного или прочитанного научно-учебного текста в виде таблицы, схемы; представлять содержание таблицы, схемы в виде текста. Редактировать собственные тексты с опорой на знание норм современного русского литературного языка. Функциональные разновидности языка Характеризовать особенности официально-делового стиля речи, научного стиля речи; перечислять требования к составлению словарной статьи и научного сообщения; анализировать тексты разных функциональных разновидностей языка и жанров (рассказ; заявление, расписка; словарная статья, научное сообщение). Применять знания об официально-деловом и научном стиле при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике. СИСТЕМА ЯЗЫКА Лексикология. Культура речи Различать слова с точки зрения их происхождения: исконно русские и заимствованные слова; различать слова с точки зрения их принадлежности к активному или пассивному запасу: неологизмы, устаревшие слова (историзмы и архаизмы); различать слова с точки зрения сферы их употребления: общеупотребительные слова и слова ограниченной сферы употребления (диалектизмы, термины, профессионализмы, жаргонизмы); определять стилистическую окраску слова. Проводить лексический анализ слов. Распознавать эпитеты, метафоры, олицетворения; понимать их основное коммуникативное назначение в художественном тексте и использовать в речи с целью повышения её богатства и выразительности. Распознавать в тексте фразеологизмы, уметь определять их значения; характеризовать ситуацию употребления фразеологизма. Осуществлять выбор лексических средств в соответствии с речевой ситуацией; пользоваться словарями иностранных слов, устаревших слов; оценивать свою и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; использовать толковые словари. Словообразование. Культура речи. Орфография Распознавать формообразующие и словообразующие морфемы в слове; выделять производящую основу. Определять способы словообразования (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение, переход из одной части речи в другую); проводить морфемный и словообразовательный анализ слов; применять знания по морфемике и словообразованию при выполнении языкового анализа различных видов. Соблюдать нормы словообразования имён прилагательных. Распознавать изученные орфограммы; проводить орфографический анализ слов; применять знания по орфографии в практике правописания. Соблюдать правила правописания сложных и сложносокращённых слов; правила правописания корня -кас- – -кос- с чередованием а // о, гласных в приставках пре- и при-. Морфология. Культура речи. Орфография Характеризовать особенности словообразования имён существительных. Соблюдать правила слитного и дефисного написания пол- и полу- со словами. Соблюдать нормы произношения, постановки ударения (в рамках изученного), словоизменения имён существительных. Различать качественные, относительные и притяжательные имена прилагательные, степени сравнения качественных имён прилагательных. Соблюдать нормы словообразования имён прилагательных; нормы произношения имён прилагательных, нормы ударения (в рамках изученного); соблюдать правила правописания н и нн в именах прилагательных, суффиксов -к- и -ск- имён прилагательных, сложных имён прилагательных. Распознавать числительные; определять общее грамматическое значение имени числительного; различать разряды имён числительных по значению, по строению. Уметь склонять числительные и характеризовать особенности склонения, словообразования и синтаксических функций числительных; характеризовать роль имён числительных в речи. Правильно употреблять собирательные имена числительные; соблюдать правила правописания имён числительных, в том числе написание ь в именах числительных; написание двойных согласных; слитное, раздельное, дефисное написание числительных; правила правописания окончаний числительных. Распознавать местоимения; определять общее грамматическое значение; различать разряды местоимений; уметь склонять местоимения; характеризовать особенности их склонения, словообразования, синтаксических функций, роли в речи. Правильно употреблять местоимения в соответствии с требованиями русского речевого этикета, в том числе местоимения 3-го лица в соответствии со смыслом предшествующего текста (устранение двусмысленности, неточности); соблюдать правила правописания местоимений с не и ни, слитного, раздельного и дефисного написания местоимений. Распознавать переходные и непереходные глаголы; разноспрягаемые глаголы; определять наклонение глагола, значение глаголов в изъявительном, условном и повелительном наклонении; различать безличные и личные глаголы; использовать личные глаголы в безличном значении. Соблюдать правила правописания ь в формах глагола повелительного наклонения. Проводить морфологический анализ имён прилагательных, имён числительных, местоимений, глаголов; применять знания по морфологии при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике. Проводить фонетический анализ слов; использовать знания по фонетике и графике в практике произношения и правописания слов. Распознавать изученные орфограммы; проводить орфографический анализ слов; применять знания по орфографии в практике правописания. Проводить синтаксический анализ словосочетаний, синтаксический и пунктуационный анализ предложений (в рамках изученного), применять знания по синтаксису и пунктуации при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Наименование разделов и тем программы Раздел 1. Общие сведения о языке 1.1 Основные функции русского языка 1.2 Литературный язык Итого по разделу Количество часов Всего Контрольн Практиче ые работы ские работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f414452 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f414452 2 1 3 Раздел 2. Язык и речь 2.1 Виды речи. Монолог и диалог. Их 6 разновидности 6 Итого по разделу Раздел 3. Текст 3.1 Информационная переработка 6 текста 3.2 Функционально-смысловые типы 4 речи 3.3 Виды описания. Смысловой анализ 3 текста 13 Итого по разделу Раздел 4. Функциональные разновидности языка 4.1 Официально-деловой стиль. Жанры 11 официально-делового стиля. Научный стиль. Жанры научного стиля 11 Итого по разделу Раздел 5. Лексикология. Культура речи 5.1 Группы лексики по 2 происхождению.Активный и пассивный запас лексики 5.2 Лексика с точки зрения сферы 17 употребления. Стилистическая окраска слова. Лексические средства выразительности. 5.3 Лексический анализ слова. 3 Фразеологизмы 22 Итого по разделу Раздел 6. Словообразование. Культура речи. Орфография 6.1 Морфемика и словообразование как 1 разделы лингвистики 6.2 Виды морфем.Основные способы 6 образования слов в русском языке. Правописание сложных и сложносокращённых слов 6.3 Орфографический анализ 5 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f414452 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f414452 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f414452 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f414452 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f414452 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f414452 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f414452 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f414452 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f414452 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f414452 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f414452 № п/п 6.4 Наименование разделов и тем программы Количество часов Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Всего Контрольн Практиче ые работы ские работы Понятие об этимологии 1 3 Морфемный и словообразовательный анализ слов 16 Итого по разделу Раздел 7. Морфология. Культура речи. Орфография 7.1 Части речи в русском языке 2 6.5 1 7.2 Имя существительное 11 1 7.3 Имя прилагательное 18 4 7.4 Имя числительное 21 3 7.5 Местоимение 20 2 7.6 Глагол 34 13 Итого по разделу Повторение пройденного материала 106 Итоговый контроль (сочинения, изложения, контрольные и проверочные работы, диктанты) ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 14 14 204 14 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f414452 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f414452 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f414452 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f414452 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f414452 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f414452 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f414452 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f414452 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f414452 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f414452 13 30 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п 1 2 3 4 Тема урока Количество часов Дата изучени Всего Контрольн Практически я ые работы е работы Электронные цифровые образовательные ресурсы Русский язык — государственный язык Российской Федерации Русский язык — язык межнационального общения Понятие о литературном языке 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2617 34 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2618c 4 1 Повторение. Смысловой, речеведческий, языковой анализ 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2619f 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa261b 12 № п/п 5 6 7 8 9 10 Тема урока текста (повторение изученного в 5 классе) Повторение. Употребление ь и ъ (повторение изученного в 5 классе) Повторение. Правописание корней (повторение изученного в 5 классе) Повторение. Правописание приставок (повторение изученного в 5 классе) Повторение. Правописание суффиксов (повторение изученного в 5 классе) Повторение. Слитное и раздельное написание не с глаголами, существительными и прилагательными (повторение изученного в 5 классе) Диктант /контрольная работа Количество часов Дата изучени Всего Контрольн Практически я ые работы е работы 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa261c3 4 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa261dc 4 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa261ef 0 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2620 30 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2621 5c 1 Виды речи. Монолог и диалог. Монолог-описание Монологповествование 1 13 Монолограссуждение 1 14 Сообщение на лингвистическую тему 1 11 12 Электронные цифровые образовательные ресурсы 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2622 88 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2623f 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2625 1c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2626 3e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2627a 6 № п/п Тема урока Количество часов Дата изучени Всего Контрольн Практически я ые работы е работы Виды диалога: побуждение к действию, обмен мнениями Монолог и диалог. Практикум Информационная переработка текста 1 18 Информационная переработка текста. Главная и второстепенная информация 1 19 Информационная переработка текста. Способы сокращения текста Простой и сложный план текста 1 Назывной и вопросный план текста План текста. Практикум 1 Функциональносмысловые типы речи (повторение) Особенности функциональносмысловых типов речи Описание признаков предметов и явлений окружающего мира Особенности описания как типа речи Сочинениеописание (обучающее) Особенности функциональносмысловых типов речи. Обобщение 1 15 16 17 20 21 22 23 24 25 26 27 28 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2629 90 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa262af 8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2634 1c 1 1 1 Электронные цифровые образовательные ресурсы 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2635 84 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2638 68 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2639 da 1 1 1 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2640 06 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa263d 22 № п/п Тема урока Количество часов Дата изучени Всего Контрольн Практически я ые работы е работы Особенности функциональносмысловых типов речи. Практикум Официальноделовой стиль и его жанры Особенности официальноделового стиля Заявление, расписка 1 33 Научный стиль и его жанры 1 34 Особенности научного стиля 1 35 Научное сообщение 1 36 Словарная статья. Требования к составлению словарной статьи Повторение и обобщение по темам "Текст", "Функциональные разновидности языка" Повторение и обобщение по темам "Текст", "Функциональные разновидности языка". Практикум Составление вопросного плана к тексту изложения Изложение (обучающее) 1 Контрольная работа по темам "Текст", "Функциональные разновидности языка" 1 29 30 31 32 37 38 39 40 41 Электронные цифровые образовательные ресурсы 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2650 6e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa264f0 6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2651c c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2656 5e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2653 8e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2657c 6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2659 9c 1 1 1 1 1 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2679c 2 1 1 № п/п Тема урока Количество часов Дата изучени Всего Контрольн Практически я ые работы е работы 42 Лексика русского языка (повторение) 1 43 Лексические средства выразительности Лексические средства выразительности. Эпитет Метафора 1 Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения Исконно русские слова 1 48 Заимствованные слова 1 49 1 52 Слова с полногласными и неполногласными сочетаниями Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного словоупотребления. Архаизмы, историзмы, неологизмы Общеупотребитель ные слова. Диалектизмы Профессионализмы 53 Жаргонизмы 1 54 Стилистические пласты лексики: стилистически нейтральная, высокая лексика 1 44 45 46 47 50 51 Электронные цифровые образовательные ресурсы Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2661 08 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2682 d2 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2684 80 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2662f 2 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2661 08 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2662f 2 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2664 5a 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2668c 4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2671e 8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2674 d6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2676c a 1 № п/п 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 Тема урока Количество часов Дата изучени Всего Контрольн Практически я ые работы е работы Электронные цифровые образовательные ресурсы Стилистические пласты лексики. Разговорная лексика Лексический анализ слова 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2678 50 1 Фразеологизмы. Их признаки и значение Фразеологизмы. Источники фразеологизмов Сочинениеописание природы и местности Фразеологизмы нейтральные и стилистически окрашенные Фразеологизмы и их роль в тексте Повторение темы "Лексикология. Культура речи" 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa267b 34 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa267ca 6 Повторение темы "Лексикология. Культура речи". Практикум Контрольная работа по теме "Лексикология. Культура речи" Работа над ошибками, анализ работы Морфемика и словообразование как разделы лингвистики (повторение) Основные способы образования слов в русском языке Основные способы образования слов в русском языке. Виды морфем 1 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2646 1e 1 1 1 1 1 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2687c 8 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2689 44 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2695 d8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2698 4e 1 № п/п 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 Тема урока Основные способы образования слов в русском языке. Сложные и сложносокращённы е слова Основные способы образования слов в русском языке. Сложные и сложносокращённы е слова. Правописание сложных и сложносокращённы х слов Орфографический анализ сложных и сложносокращённы х слов Понятие об этимологии Морфемный и словообразовательн ый анализ слов Морфемный и словообразовательн ый анализ слов. Практикум Правописание корня -кас- — -косс чередованием а//о Правописание корня -кас- — -косс чередованием а//о. Практикум Правописание приставок ПРЕ/ПРИ Правописание приставок ПРЕ/ПРИ. Практикум Систематизация и обобщение по теме "Словообразование. Культура речи. Орфография" Систематизация и обобщение по теме Количество часов Дата изучени Всего Контрольн Практически я ые работы е работы Электронные цифровые образовательные ресурсы 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa269a3 8 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa269d 1c 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa26a03 c 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa26a32 0 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa26a4e 2 1 1 1 1 1 1 1 1 № п/п 81 82 83 84 85 86 87 88 89 Тема урока "Словообразование. Культура речи. Орфография". Практикум Контрольная работа по теме "Словообразование. Культура речи. Орфография" Работа над ошибками, анализ работы Морфология как раздел лингвистики. Части речи в русском языке Части речи в русском языке. Части речи и члены предложения Имя существительное как часть речи (повторение изученного в 5 классе) Имя существительное как часть речи Особенности словообразования имен существительных Нормы словоизменения имен существительных в именительном падеже множественного числа Нормы словоизменения имен существительных в родительном падеже множественного числа Количество часов Дата изучени Всего Контрольн Практически я ые работы е работы 1 1 Электронные цифровые образовательные ресурсы Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa26a9b a 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa26ac4 e 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa26add e 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa26af4 6 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa26b2 84 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa26b3f 6 № п/п Тема урока Нормы словоизменения сложных имен существительных с первой частью пол91 Правила слитного и дефисного написания пол- и полу- со словами 92 Описание помещения (интерьера). Сбор материала 93 Практикум. Описание помещение (интерьера) 94 Повторение темы "Имя существительное" 95 Контрольная работа по теме "Имя существительное" 96 Работа над ошибками, анализ работы 97 Имя прилагательное как часть речи (повторение изученного в 5 классе) 98 Имя прилагательное как часть речи 99 Разряды имён прилагательных по значению 100 Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные 90 101 Разряды имён прилагательных по значению. Относительные прилагательные Количество часов Дата изучени Всего Контрольн Практически я ые работы е работы Электронные цифровые образовательные ресурсы 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa26b5 68 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa26ba0 4 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2641 6e 1 1 1 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa26bb 80 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa26bf2 c 1 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa26c0b 2 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa26c2e 2 № п/п 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 Тема урока Разряды имён прилагательных по значению. Притяжательные прилагательные Степени сравнения качественных имен прилагательных. Сравнительная степень сравнения качественных имен прилагательных Превосходная степень сравнения качественных имен прилагательных Сжатое изложение. Смысловой анализ текста Изложение подробное/сжатое Морфологический анализ имен прилагательных Правописание н и нн в именах прилагательных Правописание н и нн в именах прилагательных (закрепление). Практикум Правописание суффиксов -к- и -скимен прилагательных Правописание суффиксов -к- и -скимен прилагательных. Практикум Словообразование имён прилагательных. Правописание сложных имен прилагательных Правописание сложных имен прилагательных Количество часов Дата изучени Всего Контрольн Практически я ые работы е работы Электронные цифровые образовательные ресурсы 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa26c4e a 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa26c68 e 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa26c83 c 1 1 1 1 1 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa26cfb c 1 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa26d1f 6 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa26cb7 a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa26cce 2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa26ce4 a 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa26d3 36 № п/п 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 Тема урока (закрепление). Практикум Сочинениеописание внешности человека Обобщение изученного по теме «Имя прилагательное». Практикум Контрольная работа по теме "Имя прилагательное" Работа над ошибками, анализ работы Имя числительное как часть речи. Общее грамматическое значение имени числительного Синтаксические функции имен числительных Разряды имен числительных по строению: простые, сложные, составные Разряды имен числительных по строению: простые, сложные, составные. Практикум Разряды имен числительных по значению. Количественные числительные Разряды имен числительных по значению. Порядковые числительные Склонение количественных имен числительных Количество часов Дата изучени Всего Контрольн Практически я ые работы е работы 1 1 1 1 Электронные цифровые образовательные ресурсы 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa26d5e 8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa26d7 0a 1 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa26d8 54 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa26d9 94 1 1 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa26dac 0 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa26dd 40 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa26dfa 2 № п/п 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 Тема урока Склонение порядковых имен числительных Склонение числительных. Практикум Разряды количественных числительных (целые, дробные, собирательные) Дробные числительные, их склонение, правописание Собирательные числительные, их склонение Нормы употребления собирательных числительных Нормы словообразования имен числительных Синтаксическая роль имён числительных Синтаксическая роль имён числительных. Практикум Морфологический анализ имен числительных Орфографический анализ имен числительных Обобщение изученного по теме «Имя числительное». Практикум Проверочная работа по теме «Имя числительное» Контрольная работа по теме "Имя числительное" Количество часов Дата изучени Всего Контрольн Практически я ые работы е работы Электронные цифровые образовательные ресурсы Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa26e0c e 1 1 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa26e25 e 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa26e4c 0 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa26e5f 6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa26e7e a 1 1 1 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa26f03 c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa26f65 e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa26f78 0 1 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa26f91 a 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa26ea7 e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa26ebb e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa26edd a 1 № п/п Тема урока Количество часов Дата изучени Всего Контрольн Практически я ые работы е работы Работа над ошибками, анализ работы 140 Местоимение как часть речи 1 Разряды местоимений 1 Личные местоимения 143 Сжатое изложение. Смысловой анализ 144 Сжатое изложение (обучающее) 145 Возвратное местоимение себя 1 139 141 142 146 Притяжательные местоимения 1 1 1 Определительные местоимения 1 Вопросительноотносительные местоимения 152 Неопределенные местоимения 151 153 Отрицательные местоимения Отрицательные местоимения. Устранение речевых ошибок 155 Морфологический анализ местоимений 154 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa26ff4 6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2700 72 1 1 150 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa26fa4 6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa26fc9 4 1 Сочинение. Сбор материала 148 Сочинениеописание картины 149 Указательные местоимения 147 Электронные цифровые образовательные ресурсы 1 1 1 1 1 1 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2701 9e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2703 2e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2704 64 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2708 2e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2709 dc Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa270b 44 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa270e1 e № п/п Тема урока Количество часов Дата изучени Всего Контрольн Практически я ые работы е работы Правила правописания местоимений: правописание местоимений с не и ни; слитное, раздельное и дефисное написание местоимений 157 Правила правописания местоимений: правописание местоимений с не и ни; слитное, раздельное и дефисное написание местоимений. Практикум 1 Повторение по теме "Местоимение" 159 Практикум по теме "Местоимение" 1 Работа над ошибками, анализ работы 161 Глагол как часть речи (обобщение изученного в 5 классе) 162 Глагол как часть речи (обобщение изученного в 5 классе). Практикум 163 Словообразование глаголов 1 Сочинение. Сбор материала 165 Сочинение на моральноэтическую тему (обучающее) 166 Переходные и непереходные глаголы 1 156 158 160 164 1 1 1 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa270f8 6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2711 66 1 1 Электронные цифровые образовательные ресурсы 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2712c e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2714 36 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2715a 8 № п/п Тема урока Количество часов Дата изучени Всего Контрольн Практически я ые работы е работы Переходные и непереходные глаголы. Практикум 168 Разноспрягаемые глаголы 1 Разноспрягаемые глаголы (закрепление). Практикум Безличные глаголы. Использование личных глаголов в безличном значении Безличные глаголы. Использование личных глаголов в безличном значении. Практикум Наклонение глагола. Изъявительное наклонение Изъявительное наклонение (закрепление). Практикум Условное наклонение глагола 1 Условное наклонение глагола (закрепление). Практикум 176 Повелительное наклонение глагола 1 Повелительное наклонение глагола (закрепление). Практикум 1 167 169 170 171 172 173 174 175 177 Употребление наклонений 179 Употребление наклонений. Практикум 178 1 1 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2723 54 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2717 74 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa271d 14 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa271ec 2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2720 20 1 1 Электронные цифровые образовательные ресурсы 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2725 48 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2726 d8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2728 b8 1 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa272ba 6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa272d 0e 1 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2736 5a № п/п Тема урока Количество часов Дата изучени Всего Контрольн Практически я ые работы е работы Нормы образования форм повелительного наклонения глагола Нормы образования форм повелительного наклонения глагола (закрепление). Практикум Проверочная работа по теме «Наклонения глагола» Видо-временная соотнесенность глагольных форм в тексте Видо-временная соотнесенность глагольных форм в тексте. Практикум Изложение. Смысловой анализ текста Изложение (обучающее) Морфологический анализ глагола 1 Морфологический анализ глагола (закрепление). Практикум 189 Описание действий. Сбор материала 1 Сочинениеописание действий 191 Правила правописания глаголов с изученными орфограммами 192 Правила правописания глаголов с изученными орфограммами 1 180 181 182 183 184 185 186 187 188 190 Электронные цифровые образовательные ресурсы Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2733 12 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2734f 2 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa272ec 6 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa273f6 a 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2740c 8 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2742 3a 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa264a5 6 1 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2748 b6 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa274a5 a № п/п 193 194 195 196 Тема урока (обобщение изученного в 6 классе) Правила правописания глаголов с изученными орфограммами (обобщение изученного в 6 классе). Практикум Орфографический анализ глагола. Практикум Контрольная работа по теме "Глагол" Работа над ошибками, анализ работы Повторение. Лексикология. Фразеология (повторение изученного в 6 классе) Повторение. Морфемика. Словообразование. Орфография (повторение изученного в 6 классе) Количество часов Дата изучени Всего Контрольн Практически я ые работы е работы 1 1 1 1 1 Электронные цифровые образовательные ресурсы 1 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2753 d8 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2750 86 Повторение. Морфология (повторение изученного в 6 классе) 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2752 5c Повторение. Орфография. Правописание имен существительных, имен прилагательных (повторение изученного в 6 классе) 201 Повторение. Орфография. Правописание имен числительных, 1 197 198 199 200 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2755 40 № п/п Тема урока местоимений, глаголов (повторение изученного в 6 классе) 202 Повторение. Текст. Анализ текста (повторение изученного в 6 классе) 203 Итоговая контрольная работа за курс 6 класса 204 Повторение. Анализ итоговой контрольной работы ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ Количество часов Дата изучени Всего Контрольн Практически я ые работы е работы Электронные цифровые образовательные ресурсы 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2758c 4 1 1 204 14 29 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Ладыженская Т.А., Баранов М. Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2022. Дидактические материалы для ученика 1. Львова, С. И. Самоучитель по орфографии и пунктуации. 5–11 кл.: пособие для учащихся. Ч. 1 : Орфография / С. И. Львова. – М. : Мнемозина, 2014. 2. Львова, С. И. Самоучитель по орфографии и пунктуации. 5–11 кл.: пособие для учащихся. Ч. 2 : Пунктуация / С. И. Львова. – М. : Мнемозина, 2014. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 1. Богданова, Г. А. Уроки русского языка в 5 кл. / Г. А. Богданова. – М: Просвещение, 2014. 2. Богданова, Г. А. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы. / Г. А. Богданова. – М.: Просвещение, 2014. 3. Обучение русскому языку в 5 классе. Методические рекомендации к учебнику для V класса общеобразовательных учреждений / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов и др. – М.: Просвещение, 2014. 4. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык V класс / В.И. Капинос, Л.И. Пучкова. – М.: Интеллект-центр, 2014. 5. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык, 5 класс.Е.В. Селезнева «Экзамен»,2014 г. 6. Диктанты и изложения по русскому языку. 5 класс. («Экзамен», Москва, 2014,Б.А.Макарова и др.) ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ 1. Крылатые слова и выражения slova.ndo.ru. Крылатые слова и выражения 2. Мир слова русского http://www.rusword.org 3. http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др. 4. Грамота.ру: словари онлайн - Все о русском языке на страницах справочноинформационного портала. Словари онлайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. 5. http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики. 6. Русская фонетика - учебные материалы Русская фонетика: мультимедийный Интернет – учебник. 7. http://learning-russian.gramota.ru Электронные пособия по русскому языку для школьников 8. uchportal.ru 9. http://www.school.edu.ru/