ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по музыке на уровне 3 класса начального общего образования составлена на основе «Требований к результатам освоения основной образовательной программы», представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, с учётом распределённых по модулям проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в Примерной программе воспитания (одобрено решением ФУМО от 02.06.2020). Программа разработана с учётом актуальных целей и задач обучения и воспитания, развития обучающихся и условий, необходимых для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов при освоении предметной области «Искусство» (Музыка). ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» Музыка является неотъемлемой частью культурного наследия, универсальным способом коммуникации. Особенно важна музыка для становления личности младшего школьника — как способ, форма и опыт самовыражения и естественного радостного мировосприятия. В течение периода начального общего музыкального образования необходимо заложить основы будущей музыкальной культуры личности, сформировать представления о многообразии проявлений музыкального искусства в жизни современного человека и общества. Поэтому в содержании образования должны быть представлены различные пласты музыкального искусства: фольклор, классическая, современная музыка, в том числе наиболее достойные образцы массовой музыкальной культуры (джаз, эстрада, музыка кино и др.). При этом наиболее эффективной формой освоения музыкального искусства является практическое музицирование — пение, игра на доступных музыкальных инструментах, различные формы музыкального движения. В ходе активной музыкальной деятельности происходит постепенное освоение элементов музыкального языка, понимание основных жанровых особенностей, принципов и форм развития музыки. Программа предусматривает знакомство обучающихся с некоторым количеством явлений, фактов музыкальной культуры (знание музыкальных произведений, фамилий композиторов и исполнителей, специальной терминологии и т. п.). Однако этот уровень содержания обучения не является главным. Значительно более важным является формирование эстетических потребностей, проживание и осознание тех особых мыслей и чувств, состояний, отношений к жизни, самому себе, другим людям, которые несёт в себе музыка как «искусство интонируемого смысла» (Б. В. Асафьев). Свойственная музыкальному восприятию идентификация с лирическим героем произведения (В. В. Медушевский) является уникальным психологическим механизмом для формирования мировоззрения ребёнка опосредованным недирективным путём. Поэтому ключевым моментом при составлении программы является отбор репертуара, который должен сочетать в себе такие качества, как доступность, высокий художественный уровень, соответствие системе базовых национальных ценностей. Одним из наиболее важных направлений музыкального воспитания является развитие эмоционального интеллекта обучающихся. Через опыт чувственного восприятия и художественного исполнения музыки формируется эмоциональная осознанность, рефлексивная установка личности в целом. Особая роль в организации музыкальных занятий младших школьников принадлежит игровым формам деятельности, которые рассматриваются как широкий спектр конкретных приёмов и методов, внутренне присущих самому искусству — от традиционных фольклорных игр и театрализованных представлений к звуковым импровизациям, направленным на освоение жанровых особенностей, элементов музыкального языка, композиционных принципов. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» Музыка жизненно необходима для полноценного развития младших школьников. Признание самоценности творческого развития человека, уникального вклада искусства в образование и воспитание делает неприменимыми критерии утилитарности. Основная цель реализации программы — воспитание музыкальной культуры как части всей духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через переживание, самовыражение через творчество, духовно-нравственное становление, воспитание чуткости к внутреннему миру другого человека через опыт сотворчества и сопереживания). В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим направлениям: 1) становление системы ценностей обучающихся в единстве эмоциональной и познавательной сферы; 2) развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального искусства как универсального языка общения, художественного отражения многообразия жизни; 3) формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации к музицированию. Важнейшими задачами в начальной школе являются: 1. Формирование эмоционально-ценностной отзывчивости на прекрасное в жизни и в искусстве. 2. Формирование позитивного взгляда на окружающий мир, гармонизация взаимодействия с природой, обществом, самим собой через доступные формы музицирования. 3. Формирование культуры осознанного восприятия музыкальных образов. Приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт эмоционального переживания. 4. Развитие эмоционального интеллекта в единстве с другими познавательными и регулятивными универсальными учебными действиями. Развитие ассоциативного мышления и продуктивного воображения. 5. Овладение предметными умениями и навыками в различных видах практического музицирования. Введение ребёнка в искусство через разнообразие видов музыкальной деятельности, в том числе: а) Слушание (воспитание грамотного слушателя); б) Исполнение (пение, игра на доступных музыкальных инструментах); в) Сочинение (элементы импровизации, композиции, аранжировки); г) Музыкальное движение (пластическое интонирование, танец, двигательное моделирование и др.); д) Исследовательские и творческие проекты. 6. Изучение закономерностей музыкального искусства: интонационная и жанровая природа музыки, основные выразительные средства, элементы музыкального языка. 7. Воспитание уважения к цивилизационному наследию России; присвоение интонационнообразного строя отечественной музыкальной культуры. 8. Расширение кругозора, воспитание любознательности, интереса к музыкальной культуре других стран, культур, времён и народов. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство», является обязательным для изучения и преподаётся в начальной школе с 1 по 4 класс включительно. Содержание предмета «Музыка» структурно представлено восемью модулями (тематическими линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой дошкольного и основного общего образования, непрерывность изучения предмета и образовательной области «Искусство» на протяжении всего курса школьного обучения: модуль № 1 «Музыкальная грамота»; модуль № 2 «Народная музыка России»; модуль № 3 «Музыка народов мира»; модуль № 4 «Духовная музыка»; модуль № 5 «Классическая музыка»; модуль № 6 «Современная музыкальная культура»; модуль № 7 «Музыка театра и кино»; модуль № 8 «Музыка в жизни человека». Изучение предмета «Музыка» предполагает активную социо-культурную деятельность обучающихся, участие в музыкальных праздниках, конкурсах, концертах, театрализованных действиях, в том числе основанных на межпредметных связях с такими дисциплинами образовательной программы, как «Изобразительное искусство», «Литературное чтение», «Окружающий мир», «Основы религиозной культуры и светской этики», «Иностранный язык» и др. Общее число часов, отведённых на изучение предмета «Музыка» в 3 классе, составляет 34 часа (не менее 1 часа в неделю). СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Модуль «МУЗЫКА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА» Музыкальные пейзажи Образы природы в музыке. Настроение музыкальных пейзажей. Чувства человека, любующегося природой. Музыка — выражение глубоких чувств, тонких оттенков настроения, которые трудно передать словами Музыкальные портреты Музыка, передающая образ человека, его походку, движения, характер, манеру речи. «Портреты», выраженные в музыкальных интонациях Музыка на войне, музыка о войне Военная тема в музыкальном искусстве. Военные песни, марши, интонации, ритмы, тембры (призывная кварта, пунктирный ритм, тембры малого барабана, трубы и т. д.) Модуль «МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА» Музыкальный язык Темп, тембр. Динамика (форте, пиано, крещендо, диминуэндо и др.). Штрихи (стаккато, легато, акцент и др.) Дополнительные обозначения в нотах Реприза, фермата, вольта, украшения (трели, форшлаги) Ритмические рисунки в размере 6/8 Размер 6/8. Нота с точкой. Шестнадцатые. Пунктирный ритм Размер Равномерная пульсация. Сильные и слабые доли. Размеры 2/4, 3/4, 4/4 Модуль «КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА» Вокальная музыка Человеческий голос — самый совершенный инструмент. Бережное отношение к своему голосу. Известные певцы. Жанры вокальной музыки: песни, вокализы, романсы, арии из опер. Кантата. Песня, романс, вокализ, кант. Композиторы — детям Детская музыка П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева, Д. Б. Кабалевского и др. Понятие жанра. Песня, танец, марш Программная музыка Программная музыка. Программное название, известный сюжет, литературный эпиграф Оркестр Оркестр — большой коллектив музыкантов. Дирижёр, партитура, репетиция. Жанр концерта — музыкальное соревнование солиста с оркестром Музыкальные инструменты. Флейта Предки современной флейты. Легенда о нимфе Сиринкс. Музыка для флейты соло, флейты в сопровождении фортепиано, оркестра Музыкальные инструменты. Скрипка, виолончель Певучесть тембров струнных смычковых инструментов. Композиторы, сочинявшие скрипичную музыку. Знаменитые исполнители, мастера, изготавливавшие инструменты Русские композиторы-классики Творчество выдающихся отечественных композиторов Европейские композиторы-классики Творчество выдающихся зарубежных композиторов Модуль «ДУХОВНАЯ МУЗЫКА» Искусство Русской православной церкви Музыка в православном храме. Традиции исполнения, жанры (тропарь, стихира, величание и др.). Музыка и живопись, посвящённые святым. Образы Христа, Богородицы Религиозные праздники Праздничная служба, вокальная (в том числе хоровая) музыка религиозного содержания Модуль «НАРОДНАЯ МУЗЫКА РОССИИ» Сказки, мифы и легенды Народные сказители. Русские народные сказания, былины. Эпос народов России. Сказки и легенды о музыке и музыкантах Народные праздники Обряды, игры, хороводы, праздничная символика — на примере одного или нескольких народных праздников Модуль «МУЗЫКА ТЕАТРА И КИНО» Опера. Главные герои и номера оперного спектакля Ария, хор, сцена, увертюра — оркестровое вступление. Отдельные номера из опер русских и зарубежных композиторов Патриотическая и народная тема в театре и кино История создания, значение музыкально-сценических и экранных произведений, посвящённых нашему народу, его истории, теме служения Отечеству. Фрагменты, отдельные номера из опер, балетов, музыки к фильмам Балет. Хореография — искусство танца Сольные номера и массовые сцены балетного спектакля. Фрагменты, отдельные номера из балетов отечественных композиторов Сюжет музыкального спектакля Либретто. Развитие музыки в соответствии с сюжетом. Действия и сцены в опере и балете. Контрастные образы, лейтмотивы Оперетта, мюзикл История возникновения и особенности жанра. Отдельные номера из оперетт И. Штрауса, И. Кальмана, мюзиклов Р. Роджерса, Ф. Лоу и др. Модуль «СОВРЕМЕННЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА» Джаз Особенности джаза: импровизационность, ритм (синкопы, триоли, свинг). Музыкальные инструменты джаза, особые приёмы игры на них. Творчество джазовых музыкантов. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Специфика эстетического содержания предмета «Музыка» обусловливает тесное взаимодействие, смысловое единство трёх групп результатов: личностных, метапредметных и предметных. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения рабочей программы по музыке для начального общего образования достигаются во взаимодействии учебной и воспитательной работы, урочной и внеурочной деятельности. Они должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части: Гражданско-патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности; знание Гимна России и традиций его исполнения, уважение музыкальных символов и традиций республик Российской Федерации; проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России; уважение к достижениям отечественных мастеров культуры; стремление участвовать в творческой жизни своей школы, города, республики. Духовно-нравственного воспитания: признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; готовность придерживаться принципов взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности. Эстетического воспитания: восприимчивость к различным видам искусства, музыкальным традициям и творчеству своего и других народов; умение видеть прекрасное в жизни, наслаждаться красотой; стремление к самовыражению в разных видах искусства. Ценности научного познания: первоначальные представления о единстве и особенностях художественной и научной картины мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде; бережное отношение к физиологическим системам организма, задействованным в музыкальноисполнительской деятельности (дыхание, артикуляция, музыкальный слух, голос); профилактика умственного и физического утомления с использованием возможностей музыкотерапии. Трудового воспитания: установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности. Экологического воспитания: бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, формируемые при изучении предмета «Музыка»: 1. Овладение универсальными познавательными действиями. Базовые логические действия: - сравнивать музыкальные звуки, звуковые сочетания, произведения, жанры; устанавливать основания для сравнения, объединять элементы музыкального звучания по определённому признаку; - определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты (музыкальные инструменты, элементы музыкального языка, произведения, исполнительские составы и др.);находить закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях музыкального искусства, сведениях и наблюдениях за звучащим музыкальным материалом на основе предложенного учителем алгоритма; - выявлять недостаток информации, в том числе слуховой, акустической для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма; - устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях музыкального восприятия и исполнения, делать выводы. Базовые исследовательские действия: на основе предложенных учителем вопросов определять разрыв между реальным и желательным состоянием музыкальных явлений, в том числе в отношении собственных музыкально исполнительских навыков; с помощью учителя формулировать цель выполнения вокальных и слуховых упражнений, планировать изменения результатов своей музыкальной деятельности, ситуации совместного музицирования; сравнивать несколько вариантов решения творческой, исполнительской задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей предмета изучения и связей между музыкальными объектами и явлениями (часть — целое, причина — следствие); формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (в том числе в форме двигательного моделирования, звукового эксперимента, классификации, сравнения, исследования); прогнозировать возможное развитие музыкального процесса, эволюции культурных явлений в различных условиях. Работа с информацией: выбирать источник получения информации; согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки; соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет; анализировать текстовую, видео-, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей; анализировать музыкальные тексты (акустические и нотные) по предложенному учителем алгоритму; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации. 2. Овладение универсальными коммуникативными действиями Невербальная коммуникация: воспринимать музыку как специфическую форму общения людей, стремиться понять эмоциональнообразное содержание музыкального высказывания; выступать перед публикой в качестве исполнителя музыки (соло или в коллективе); передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению; осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные нормы и значение интонации в повседневном общении. Вербальная коммуникация: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); готовить небольшие публичные выступления; подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления. Совместная деятельность (сотрудничество): стремиться к объединению усилий, эмоциональной эмпатии в ситуациях совместного восприятия, исполнения музыки; переключаться между различными формами коллективной, групповой и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при решении поставленной задачи; формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат; выполнять совместные проектные, творческие задания с опорой на предложенные образцы. 3. Овладение универсальными регулятивными действиями Самоорганизация: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий. Самоконтроль: устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения, эмоционального душевного равновесия и т. д.). ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты характеризуют начальный этап формирования у обучающихся основ музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности, потребности в регулярном общении с музыкальным искусством, позитивном ценностном отношении к музыке как важному элементу своей жизни. Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по предмету «Музыка»: с интересом занимаются музыкой, любят петь, играть на доступных музыкальных инструментах, умеют слушать серьёзную музыку, знают правила поведения в театре, концертном зале; сознательно стремятся к развитию своих музыкальных способностей; осознают разнообразие форм и направлений музыкального искусства, могут назвать музыкальные произведения, композиторов, исполнителей, которые им нравятся, аргументировать свой выбор; имеют опыт восприятия, исполнения музыки разных жанров, творческой деятельности в различных смежных видах искусства; с уважением относятся к достижениям отечественной музыкальной культуры; стремятся к расширению своего музыкального кругозора. Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Музыка», сгруппированы по учебным модулям и должны отражать сформированность умений: Модуль «Музыка в жизни человека»: исполнять Гимн Российской Федерации, Гимн своей республики, школы, исполнять песни, посвящённые Великой Отечественной войне, песни, воспевающие красоту родной природы, выражающие разнообразные эмоции, чувства и настроения; воспринимать музыкальное искусство как отражение многообразия жизни, различать обобщённые жанровые сферы: напевность (лирика), танцевальность и маршевость (связь с движением), декламационность, эпос (связь со словом); осознавать собственные чувства и мысли, эстетические переживания, замечать прекрасное в окружающем мире и в человеке, стремиться к развитию и удовлетворению эстетических потребностей. Модуль «Народная музыка России»: определять принадлежность музыкальных интонаций, изученных произведений к родному фольклору, русской музыке, народной музыке различных регионов России; определять на слух и называть знакомые народные музыкальные инструменты; группировать народные музыкальные инструменты по принципу звукоизвлечения: духовые, ударные, струнные; определять принадлежность музыкальных произведений и их фрагментов к композиторскому или народному творчеству; различать манеру пения, инструментального исполнения, типы солистов и коллективов — народных и академических; создавать ритмический аккомпанемент на ударных инструментах при исполнении народной песни; исполнять народные произведения различных жанров с сопровождением и без сопровождения; участвовать в коллективной игре/импровизации (вокальной, инструментальной, танцевальной) на основе освоенных фольклорных жанров. Модуль «Музыкальная грамота»: классифицировать звуки: шумовые и музыкальные, длинные, короткие, тихие, громкие, низкие, высокие; различать элементы музыкального языка (темп, тембр, регистр, динамика, ритм, мелодия, аккомпанемент и др.), уметь объяснить значение соответствующих терминов; различать изобразительные и выразительные интонации, находить признаки сходства и различия музыкальных и речевых интонаций; различать на слух принципы развития: повтор, контраст, варьирование; понимать значение термина «музыкальная форма», определять на слух простые музыкальные формы — двухчастную, трёхчастную и трёхчастную репризную, рондо, вариации; ориентироваться в нотной записи в пределах певческого диапазона; исполнять и создавать различные ритмические рисунки; исполнять песни с простым мелодическим рисунком. Модуль «Классическая музыка»: различать на слух произведения классической музыки, называть автора и произведение, исполнительский состав; различать и характеризовать простейшие жанры музыки (песня, танец, марш), вычленять и называть типичные жанровые признаки песни, танца и марша в сочинениях композиторов-классиков; различать концертные жанры по особенностям исполнения (камерные и симфонические, вокальные и инструментальные), знать их разновидности, приводить примеры; исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения композиторов-классиков; воспринимать музыку в соответствии с её настроением, характером, осознавать эмоции и чувства, вызванные музыкальным звучанием, уметь кратко описать свои впечатления от музыкального восприятия; характеризовать выразительные средства, использованные композитором для создания музыкального образа; соотносить музыкальные произведения с произведениями живописи, литературы на основе сходства настроения, характера, комплекса выразительных средств. Модуль «Духовная музыка»: определять характер, настроение музыкальных произведений духовной музыки, характеризовать её жизненное предназначение; исполнять доступные образцы духовной музыки; уметь рассказывать об особенностях исполнения, традициях звучания духовной музыки Русской православной церкви (вариативно: других конфессий согласно региональной религиозной традиции). Модуль «Музыка театра и кино»: определять и называть особенности музыкально-сценических жанров (опера, балет, оперетта, мюзикл); различать отдельные номера музыкального спектакля (ария, хор, увертюра и т. д.), узнавать на слух и называть освоенные музыкальные произведения (фрагменты) и их авторов; различать виды музыкальных коллективов (ансамблей, оркестров, хоров), тембры человеческих голосов и музыкальных инструментов, уметь определять их на слух; отличать черты профессий, связанных с созданием музыкального спектакля, и их роли в творческом процессе: композитор, музыкант, дирижёр, сценарист, режиссёр, хореограф, певец, художник и др. Модуль «Современная музыкальная культура»: иметь представление о разнообразии современной музыкальной культуры, стремиться к расширению музыкального кругозора; различать и определять на слух принадлежность музыкальных произведений, исполнительского стиля к различным направлениям современной музыки (в том числе эстрады, мюзикла, джаза и др.); анализировать, называть музыкально-выразительные средства, определяющие основной характер, настроение музыки, сознательно пользоваться музыкально-выразительными средствами при исполнении; исполнять современные музыкальные произведения, соблюдая певческую культуру звука. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов всего контрольные работы Дата изучения Репертуар практические работы для слушания для пения А.Варламов "Горные вершины" (сл. М.Лермонтова) "Чудная пора осень" муз. и сл. Ю.Верижникова Виды деятельности Виды, формы контроля для музицирования Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Модуль 1. Музыка в жизни человека 1.1. 1.2. Музыкальные пейзажи 1 Музыка на войне, музыка о войне 1 Итого по модулю 0 0 нет 04.09.2024 Слушание произведений программной музыки, посвящённой образам природы. Подбор эпитетов для описания настроения, характера музыки. Сопоставление музыки с произведениями изобразительного искусства.; Рисование «услышанных» пейзажей и/или абстрактная живопись — передача настроения цветом, точками, линиями.; 0 1 М.И.Глинка "Мой дедушка "Патриотическая песня" герой" Н.Вайнер, (сл.А.Машистова) А.Вайнер нет 11.09.2024 0 1 Песни в исполнении "Чудная пора Большого детского хора осень" муз. и сл. имени В.С.Попова; Ю.Верижникова Опера "Князь Игорь".Хор из пролога "Солнцу красному слава" нет 18.09.2024 Чтение учебных и художественных текстов, посвящённых военной музыке. Слушание, исполнение музыкальных произведений военной тематики. Знакомство с историей их сочинения и исполнения.; Дискуссия в классе. Ответы на вопросы: какие чувства вызывает эта музыка, почему? Как влияет на наше восприятие информация о том, как и зачем она создавалась?; Сочинение новой песни о войне; Устный опрос; Практическая работа; РЭШ https:// resh.edu.ru/ Всероссийский виртуальный концертный зал https ://www.culture.ru/ s/vkz/ Устный опрос; Практическая работа; РЭШ https:// resh.edu.ru/ Всероссийский виртуальный концертный зал https ://www.culture.ru/ s/vkz/ Устный опрос; Практическая работа; РЭШ https:// resh.edu.ru/ Всероссийский виртуальный концертный зал https ://www.culture.ru/ s/vkz/ Академия Занимательных Наук www.youtube.com 2 Модуль 2. Классическая музыка 2.1. Вокальная музыка 1 Итого по модулю 1 Модуль 3. Музыка театра и кино Определение на слух типов человеческих голосов (детские, мужские, женские), тембров голосов профессиональных вокалистов.; Знакомство с жанрами вокальной музыки. Слушание вокальных произведений композиторов- классиков.; Освоение комплекса дыхательных, артикуляционных упражнений. Вокальные упражнения на развитие гибкости голоса, расширения его диапазона.; 3.1. 3.2. Опера. Главные 1 герои и номера оперного спектакля 0 Патриотическая и 1 народная тема в театре и кино 0 Итого по модулю 0 1 М.И.Глинка. Опера "Иван Сусанин" Т.Попатенко "Скворушка прощается" Подбор по слуху: 25.09.2024 песня «Во поле берёза стояла» Устный опрос; Слушание фрагментов опер. Определение Практическая характера музыки сольной партии, роли и работа; выразительных средств оркестрового сопровождения.; Знакомство с тембрами голосов оперных певцов. Освоение терминологии. Звучащие тесты и кроссворды на проверку знаний.; М.И.Глинка. Опера "Моя Россия" муз. "Иван Сусанин" Г.Струве, сл. М.И.Глинка Н.Соловьевой "Патриотическая песня" (сл.А.Машистова) Упражнения в чтении нот с листа: Русская народная прибаутка "Ладушки" 02.10.2024 Просмотр фрагментов крупных Устный опрос; сценических произведений, фильмов. Практическая Обсуждение характера героев и событий.; работа; Разучивание, исполнение песен о Родине, нашей стране, исторических событиях и подвигах героев.; 09.10.2024 РЭШ https:// resh.edu.ru/ Всероссийский виртуальный концертный зал https ://www.culture.ru/ s/vkz/ Академия Занимательных Наук www.youtube.com РЭШ https:// resh.edu.ru/ Всероссийский виртуальный концертный зал https ://www.culture.ru/ s/vkz/ Академия Занимательных Наук www.youtube.com 2 Модуль 4. Музыкальная грамота 4.1. Музыкальный язык 1 0 0.5 П.И. Чайковский. Фортепианный цикл "Времена года" ("На тройке", "Баркарола") "Чудная пора осень" муз. и сл. Ю.Верижникова "Моя Россия" муз. Г.Струве, сл. Н.Соловьевой «Во поле берёза стояла» Русская народная прибаутка "Ладушки" 4.2. Ритмические 1 рисунки в размере 6/8 0 0.5 Б.Бриттен "Путеводитель по оркестру" "Острый ритм" Дж.Гершвин (рус.текст В.Струкова) Русская народная 16.10.2024 песня. "Не летай соловей" Итого по модулю 2 Модуль 5. Музыка в жизни человека Устный опрос; Знакомство с элементами музыкального Практическая языка, специальными терминами, их работа; обозначением в нотной записи.; Исполнение вокальных и ритмических упражнений, песен с ярко выраженными динамическими, темповыми, штриховыми красками.; Определение на слух, прослеживание по нотной записи ритмических рисунков в размере 6/8.; Исполнение, импровизация с помощью звучащих жестов (хлопки, шлепки, притопы) и/или ударных инструментов. Игра «Ритмическое эхо», прохлопывание ритма по ритмическим карточкам, проговаривание ритмослогами. Разучивание, исполнение на ударных инструментах ритмической партитуры.; Устный опрос; Практическая работа; РЭШ https:// resh.edu.ru/ Всероссийский виртуальный концертный зал https ://www.culture.ru/ s/vkz/ Тесты по искусству онлайн РЭШ https:// resh.edu.ru/ Шишкина школа. Музыкателеканал "Радость моя" 5.1. 5.2. Музыкальные пейзажи 1 Музыкальные портреты 1 Итого по модулю 0 0 0 0.5 "Утро" из сюиты "Пер Гюнт" Э.Григ "Вечерняя песня"М.Мусоргский, сл.А.Плещеева "Чудная пора осень" муз. и сл. Ю.Верижникова "Моя Россия" муз. Г.Струве, сл. Н.Соловьевой Т.Попатенко "Скворушка прощается" Русская народная 23.10.2024 песня "Василёк" Русская народная песня. "Не летай соловей" "Болтунья" С.Прокофьев, сл. А.Барто А.Ермолов "Светит солнышко" Подбор по слуху и 06.11.2024 пение от разных звуков:р.н.п. "Не летай соловей" Двигательная импровизация в образе героя Устный опрос; музыкального произведения.; Рисование, Практическая лепка героя музыкального произведения.; работа; Игра-импровизация «Угадай мой характер».; Сл. и муз. М.Мусоргского "С няней", "С куклой" из цикла "Детская" А.Ермолов "Светит солнышко" "Сурок" Л.Бетховен (рус.текст Н.Райского) нет Слушание музыки, определение основного Устный опрос; характера, музыкальновыразительных Практическая средств, использованных композитором. работа; Подбор эпитетов, иллюстраций к музыке. Определение жанра.; Музыкальная викторина.; Слушание произведений программной музыки, посвящённой образам природы. Подбор эпитетов для описания настроения, характера музыки. Сопоставление музыки с произведениями изобразительного искусства.; Рисование «услышанных» пейзажей и/или абстрактная живопись — передача настроения цветом, точками, линиями.; Устный опрос; Практическая работа; РЭШ https:// resh.edu.ru/ Всероссийский виртуальный концертный зал https ://www.culture.ru/ s/vkz/ Академия Занимательных Наук www.youtube.com РЭШ https:// resh.edu.ru/ Всероссийский виртуальный концертный зал https ://www.culture.ru/ s/vkz/ Академия Занимательных Наук www.youtube.com 2 Модуль 6. Классическая музыка 6.1. 6.2. Композиторы — детям 1 Программная музыка 1 Итого по модулю 0 0.5 13.11.2024 РЭШ https:// resh.edu.ru/ Всероссийский виртуальный концертный зал https ://www.culture.ru/ s/vkz/ Академия Занимательных Наук www.youtube.com 0 0.75 Фрагменты из оперы "Руслан и Людмила" М.И.Глинка "Всюду музыка Русская народная 20.11.2024 живет" муз. песня. "Василёк" Я.Дубравина, Сл. В.Суслова Устный опрос; Практическая Слушание произведений программной работа; музыки. Обсуждение музыкального образа, музыкальных средств, использованных композитором.; Рисование образов программной музыки.; РЭШ https:// resh.edu.ru/ Всероссийский виртуальный концертный зал https ://www.culture.ru/ s/vkz/ 0 0.25 "Утро" из сюиты "Пер Гюнт" Э.Григ "Всюду музыка Русская народная 27.11.2024 живет" муз. песня. "Утенушка Я.Дубравина, Сл. луговая" В.Суслова Устный опрос; Знакомство с элементами музыкального Практическая языка, специальными терминами, их работа; обозначением в нотной записи.; Исполнение вокальных и ритмических упражнений, песен с ярко выраженными динамическими, темповыми, штриховыми красками.; Тесты по искусству онлайн Online Test Pad onlinetestpad.com 2 Модуль 7. Музыкальная грамота 7.1. Музыкальный язык 1 7.2. Дополнительные обозначения в нотах Итого по модулю 1 0 0.5 "Мелодия" из оперы "Орфей и Эвридика" К.Глюк "Кукушкины гаммы", сл. С.Золотухин, муз. А.Ермолов Р.н.п. 04.12.2024 "Василёк", р. н. п. "Утенушка луговая" Знакомство с дополнительными элементами нотной записи. Исполнение песен, попевок, в которых присутствуют данные элементы; Устный опрос; Практическая работа; "Аве Мария" Ф.Шуберт, "Вербочки" сл. В.Скотта, перевод А.Гречанинов, А.Плещеева стихи А.Блока нет Разучивание, исполнение вокальных Устный опрос; произведений религиозной тематики, Практическая сравнение церковных мелодий и народных работа; песен, мелодий светской музыки.; Тесты по искусству онлайн Online Test Pad onlinetestpad.com Шишкина школа. Музыка- телеканал "Радость моя" 2 Модуль 8. Духовная музыка 8.1. 8.2. Искусство Русской 1 православной церкви 0 Религиозные праздники 0 1 "Богородице Дево, радуйся", С.В.Рахманинов "Вербочки" А.Гречанинов, стихи А.Блока Русская народная 18.12.2024 песня. "Здравствуй, гостья - зима" Устный опрос; Слушание музыкальных фрагментов Практическая праздничных богослужений, определение работа; характера музыки, её религиозного содержания.; Просмотр фильма, посвящённого религиозным праздникам.; РЭШ https:// resh.edu.ru/ Всероссийский виртуальный концертный зал https ://www.culture.ru/ s/vkz/ 0 1 "Шутка" из сюиты №2 для оркестра И.С.Бах "Кукушкины Русская народная 25.12.2024 гаммы", сл. песня. С.Золотухин, муз. "Здравствуй, А.Ермолов "Всюду гостья - зима" музыка живет" муз. Я.Дубравина, Сл. В.Суслова Устный опрос; Практическая Ритмические упражнения на ровную работа; пульсацию, выделение сильных долей в размерах 2/4, 3/4, 4/4 (звучащими жестами или на ударных инструментах).; Исполнение вокальных упражнений, песен в размерах 2/4, 3/4, 4/4 с хлопкамиакцентами на сильную долю, элементарными дирижёрскими жестами.; Шишкина школа. Музыкателеканал "Радость моя" 0.75 "Баллада о князе Владимире"сл. А.Толстого "Небо и земля". Рождественская калядка Итого по модулю 1 0 11.12.2024 РЭШ https:// resh.edu.ru/ Всероссийский виртуальный концертный зал https ://www.culture.ru/ s/vkz/ Академия Занимательных Наук www.youtube.com 2 Модуль 9. Музыкальная грамота 9.1. Размер Итого по модулю 1 1 Модуль 10. Народная музыка России 10.1. Сказки, мифы и легенды 1 0 нет 15.01.2025 Знакомство с манерой сказывания нараспев. Слушание сказок, былин, эпических сказаний, рассказываемых нараспев.; Создание иллюстраций к прослушанным музыкальным и литературным произведениям.; Устный опрос; Практическая работа; РЭШ https:// resh.edu.ru/ Народные праздники 1 Итого по модулю 2 10.2. 0 0.75 Опера "Снегурочка" "Гори,гори ясно, Н.А.Римский- Корсаков. чтобы не погасло" Третья песня Леля, Веснянки Проводы Масленицы, хор из пролога. Русская народная 22.01.2025 песня. "Светит месяц" (вокальный ансамбль) Устный опрос; Знакомство с праздничными обычаями, Практическая обрядами, бытовавшими ранее и работа; сохранившимися сегодня у различных народностей Российской Федерации.; Разучивание песен, реконструкция фрагмента обряда, участие в коллективной традиционной игре2.; РЭШ https:// resh.edu.ru/ РЭШ https:// resh.edu.ru/ Всероссийский виртуальный концертный зал https ://www.culture.ru/ s/vkz/ Тесты по искусству онлайн Online Test Pad onlinetestpad.com Модуль 11. Музыка театра и кино 11.1. Балет. Хореография — искусство танца 1 0 0.5 Фрагменты: балет П.И.Чайковского "Спящая красавица", "Лебединое озеро" "Колокольчик мой нет хрустальный" 29.01.2025 Устный опрос; Просмотр и обсуждение видеозаписей — Практическая знакомство с несколькими яркими работа; сольными номерами и сценами из балетов русских композиторов. Музыкальная викторина на знание балетной музыки.; Вокализация, пропевание музыкальных тем; исполнение ритмической партитуры — аккомпанемента к фрагменту балетной музыки.; 11.2. Опера. Главные 1 герои и номера оперного спектакля 0 0.5 "Орфей и Эвридика" К.Глюк, фрагменты из оперы "Гори,гори ясно, Р. н. п. "Я на горку 05.02.2025 чтобы не погасло" шла" (ансамбль). Веснянки Слушание фрагментов опер. Определение Устный опрос; характера музыки сольной партии, роли и Практическая выразительных средств оркестрового работа; сопровождения.; Рисование героев, сцен из опер.; Сюжет музыкального спектакля 0 11.3. 11.4. 1 Оперетта, мюзикл 1 Итого по модулю 4 0 0.25 0.5 "Волк и семеро козлят "Песенка о на новый лад". Мюзикл. капитане" А.Рыбников, сценарий И.Дунаевский Ю.Энтина "Волк и семеро козлят на новый лад". Мюзикл. А.Рыбников, сценарий Ю.Энтина Р. н. п. "Я на горку 12.02.2025 шла" (ансамбль). "Светит месяц" "Мама" из Подбор по слуху мюзикла "Волк тем из мюзикла и семеро козлят на новый лад". 19.02.2025 Знакомство с либретто, структурой Устный опрос; музыкального спектакля. Пересказ Практическая либретто изученных опер и балетов.; работа; Музыкальная викторина на знание музыки. Тестирование; Звучащие и терминологические тесты.; Устный опрос; Знакомство с жанрами оперетты, мюзикла. Практическая Слушание фрагментов из оперетт, анализ работа; характерных особенностей жанра.; Разучивание, исполнение отдельных номеров из популярных музыкальных спектаклей.; РЭШ https:// resh.edu.ru/ Всероссийский виртуальный концертный зал https ://www.culture.ru/ s/vkz/ Тесты по искусству онлайн Online Test Pad onlinetestpad.com Академия Занимательных Наук www.youtube.com РЭШ https:// resh.edu.ru/ Всероссийский виртуальный концертный зал https ://www.culture.ru/ s/vkz/ Тесты по искусству онлайн Online Test Pad onlinetestpad.com РЭШ https:// resh.edu.ru/ Всероссийский виртуальный концертный зал https ://www.culture.ru/ s/vkz/ Модуль 12. Классическая музыка 12.1. Оркестр 1 0 0.25 Концерт №1 (фрагмент "Песенка о 3ч.) П.И.Чайковский капитане" И.Дунаевский "Мама" из мюзикла "Волк и семеро козлят на новый лад". Русская народная 26.02.2025 песня. "Эй, ухнем" Слушание музыки в исполнении оркестра. Устный опрос; Просмотр видеозаписи. Диалог с учителем Практическая о роли дирижёра.; «Я — дирижёр» — игра работа; — имитация дирижёрских жестов во время звучания музыки.; "Шутка" из сюиты №2 для оркестра И.С.Бах Русская народная 05.03.2025 Знакомство с внешним видом, песня. "Эй, ухнем" устройством и тембрами классических музыкальных инструментов.; Слушание музыкальных фрагментов в исполнении известных музыкантовинструменталистов .; Устный опрос; Практическая работа; "Скрипка" Р.Бойко, сл. И.Михайлова нет Устный опрос; Всероссийский виртуальный концертный зал https ://www.culture.ru/ s/vkz/ Тесты по искусству онлайн Online Test Pad onlinetestpad.com Шишкина школа. Музыка- телеканал "Радость моя" Музыкальные инструменты. Флейта 1 Музыкальные инструменты. Скрипка, виолончель 1 12.4. Русские композиторыклассики 2 0.5 0.5 "Шествие солнца" С.С.Прокофьев "Скрипка" Р.Бойко, сл. И.Михайлова РимскийКорсаков. Колыбельная из оперы «Сказка о царе Салтане» (ансамбль). 19.03.2025 Тестирование; 02.04.2025 Знакомство с творчеством выдающихся композиторов, отдельными фактами из их биографии. Слушание музыки. Фрагменты вокальных, инструментальных, симфонических сочинений. Круг характерных образов (картины природы, народной жизни, истории и т. д.). Характеристика музыкальных образов, музыкальновыразительных средств. Наблюдение за развитием музыки. Определение жанра, формы.; ЭШ https:// resh.edu.ru/ Всероссийский виртуальный концертный зал https ://www.culture.ru/ s/vkz/ Шишкина школа. Музыкателеканал "Радость моя" 12.5. Европейские композиторыклассики 2 0 1 Симфония №40 В.А.Моцарт (финал), симфония №9 Л.Бетховен (финал) "Мы дружим с музыкой" Й.Гайдн,рус. текст П.Синявского РимскийКорсаков. Колыбельная из оперы «Сказка о царе Салтане» (ансамбль). 09.04.2025 Устный опрос; 16.04.2025 Знакомство с творчеством выдающихся Практическая композиторов, отдельными фактами из их работа; биографии. Слушание музыки. Фрагменты вокальных, инструментальных, симфонических сочинений. Круг характерных образов (картины природы, народной жизни, истории и т. д.). Характеристика музыкальных образов, музыкальновыразительных средств. Наблюдение за развитием музыки. Определение жанра, формы.; ЭШ https:// resh.edu.ru/ Всероссийский виртуальный концертный зал https ://www.culture.ru/ s/vkz/ 12.2. 12.3. 0 0 0.5 0.5 "Каприс" Н.Паганини "Песенка о капитане" И.Дунаевский "Мама" из мюзикла "Волк и семеро козлят на новый лад". 12.03.2025 Игра-имитация исполнительских движений во время звучания музыки.; Разучивание, исполнение песен, посвящённых музыкальным инструментам.; РЭШ https:// resh.edu.ru/ Тесты по искусству онлайн Online Test Pad onlinetestpad.com Шишкина школа. Музыка- телеканал "Радость моя" РЭШ https:// resh.edu.ru/ Всероссийский виртуальный концертный зал https ://www.culture.ru/ s/vkz/ Академия Занимательных Наук www.youtube.com Итого по модулю 7 Модуль 13. Музыкальная грамота 13.1. Дополнительные обозначения в нотах Итого по модулю 2 0.25 0.5 "Песенка о гамме" Русская народная 23.04.2023 "Весна и осень", 30.04.2025 Г.Струве песня. "На горе "Тройка"из стоит верба" музыкальных иллюстраций к повести А.С.Пушкина "Метель" Г.Свиридов Знакомство с дополнительными элементами нотной записи. Исполнение песен, попевок, в которых присутствуют данные элементы; Устный опрос; Практическая работа; 1 "Колыбельная Клары" из "Острый ритм" оперы "Порги и Бесс" Дж.Гершвин Дж.Гершвин (рус.текст В.Струкова) Знакомство с творчеством джазовых Зачет; музыкантов. Узнавание, различение на слух джазовых композиций в отличие от других музыкальных стилей и направлений.; Определение на слух тембров музыкальных инструментов, исполняющих джазовую композицию.; Тесты по искусству онлайн Online Test Pad onlinetestpad.com Шишкина школа. Музыка- телеканал "Радость моя" 2 Модуль 14. Современная музыкальная культура 14.1. Джаз Итого по модулю 3 3 34 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 0.5 1.25 16 07.05.2025 21.05.2025 Русская народная песня. "На горе стоит верба" Русская народная песня. "Эй, ухнем" Р. н. п. "Я на горку шла" (ансамбль). РЭШ https:// resh.edu.ru/ Академия Занимательных Наук www.youtube.com Тесты по искусству онлайн Online Test Pad onlinetestpad.com ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема урока Дата Количество часов п/п изучения Виды, формы всего контрольные практические контроля работы работы 1. "Мелодия-душа музыки" 1 0 0.25 04.09. Устный опрос; 2. "Природа и музыка"(романс) 1 0 0.5 11.09. 3. "Виват, Россия! Наша славарусская держава" 1 0 0.25 18.09. 4. Кантата "александр Невский" 1 0.25 0.25 25.09. 5. Опера "Иван Сусанин" 1 0 0.25 02.10. 6. "Образы природы в музыке" 1 0.25 0.5 09.10. 7. "Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек" 1 0 0.25 16.10. 8. "В детской"Игры и игрушки. На прогулке. Вечер. 1 0.25 0.25 23.10. 9. "Чувства и настроения в музыке" 1 0 0.25 06.11. 10. Образ матери. "Богородице Дево, радуйся!" 1 0 0.5 13.11. 11. Древнейшая песнь материнства. 1 0.25 0.25 20.11. Устный опрос; Практическая работа; Устный опрос; Практическая работа; Устный опрос; тестирование; Устный опрос; Практическая работа; Устный опрос; Практическая работа; Устный опрос; тестирование; Устный опрос; Практическая работа; Устный опрос; Практическая работа; Устный опрос; Практическая работа; 12. "Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама" 1 0 0.25 27.11. 13. Вербное воскресенье. Вербочки" 1 0 0.25 04.12. 14. "Святые земли 1 Русской.Княгиня Ольга. Князь Владимир" 0 0.25 11.12. 15. "Этот музыкальный дом" 1 0.25 0.25 18.12. 16. "Настрою гусли на старинный 1 лад"(былины) 0.25 0.25 25.12. 17. "Певцы русской старины" (Баян.Садко) 0 0.25 15.01. 18. "Сказочные образы в музыке" 1 0.25 0.5 22.01. 19. "Народные традиции и обряды. 1 Масленница" 0 0.5 29.01. 20. М.И.Глинка. Опера"Руслан и Людмила" 1 0 0 05.02. 21. Опера "Орфей и Эвридика" 1 0 0.25 12.02. 22. Опера "Снегурочка" Н.А. Римский-Корсаков 1 0 0.5 19.02. 1 Устный опрос; Практическая работа; Устный опрос; Практическая работа; Устный опрос; творческая работа (рисунок); Тестирование; Устный опрос; Практическая работа; Устный опрос; Практическая работа; Устный опрос; Практическая работа; Устный опрос; кросворд; Устный опрос; Устный опрос; Практическая работа; Устный опрос; Урок- концерт; 23. Опера "Садко" Н.А. Римский- 1 Корсаков 0 0 26.02. 24. Балет "Спящая красавица" П.И.Чайковский 1 0.25 0.5 05.03. 25. В современных ритмах (мюзиклы) 1 0 0.25 12.03. 26. Музыкальное состязание (концерт) 1 0.25 0.5 19.03. Практическая работа; 27. Музыкальные 1 инструменты.Флейта.Скрипка. 0 0.25 02.04. Устный опрос; Практическая работа; 28. Сюита "Пер Гюнт" Э.Григ 1 0.25 0.25 09.04. 29. "Г ероическая" симфония Л.Бетховена 1 0 0.25 16.04. 30. Мир Л.Бетховена 1 0 0.5 23.04. 31. Мир С.С.Прокофьева 1 0.25 0.25 30.05. 32. Сходство и различие музыкальной речи разных композиторов. Э.Григ, П.И,Чайкочский 1 0 0.25 07.05. 33. Джаз - музыка 20 века" 1 0 0.25 14.05. Тестирование; ребусы; кросворд.; 0.25 0.25 21.05. Урок-концерт ; Устный опрос; Практическая работа; Устный опрос; тестирование; Устный опрос; викторина; Устный опрос; Практическая работа; Устный опрос; тестирование; 34. "Прославим радость на земле!" 1 Заключительный урок-концерт. Устный опрос; Практическая работа; Устный опрос; Тестирование; Устный опрос; Практическая работа; ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 3 10.25 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Музыка (в 2 частях). 3 класс /Алеев В.В., Кичак Т.Н., ООО «ДРОФА»; АО «Издательство Просвещение»; Введите свой вариант: Алеев В.В. Музыка.Аудиоприложение. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 1. Алеев В.В., Науменко Т.И., Кичак Т.Н., Музыка 1-4 классы. Рабочая программа.м М: ООО «ДРОФА»; 2013 год. 2. Затямина Т.А. Современный урок музыки М.: Глобус, 2010 3. Мультимедийная энциклопедия "Шедевры музыки" Кирилла и Мефодия. 4. Мультимедийная энциклопедия классической музыки. 5. Комплект портретов выдающихся композиторов. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ 1. Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453552f31d9b164 2. Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/ 3. Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/ 4. «Музыка в цифровом пространстве» http://school-collection.edu.ru / 5. Современный Учительский портал http://easyen.ru/ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ I. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) -Хрестоматии с нотным материалом -Сборники песен и хоров -Учебники по музыке -Книги о музыке и музыкантах. -Справочные пособия, -энциклопедии II. Печатные пособия -Портреты композиторов -исполнителей -Альбомы с демонстрационным материалом -Дидактический раздаточный материал: III. Информационно-коммуникационные средства -Мультимедийные обучающие программы IV. Технические средства обучения (ТСО) ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ Фортепиано Музыкальный центр Ноутбук Медиапроектор Комплект звуковоспроизводящей аппаратуры