ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» (предметная область «Русский язык и литературное чтение») на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО), Федеральной образовательной программы начального общего образования (далее – ФОП НОО), Федеральной рабочей программы по учебному предмету «Русский язык» (далее – ФРП «Русский язык»), а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» На уровне начального общего образования изучение русского языка имеет особое значение в развитии обучающегося. Приобретённые знания, опыт выполнения предметных и универсальных учебных действий на материале русского языка станут фундаментом обучения на уровне основного общего образования, а также будут востребованы в жизни. Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности. Изучение русского языка является основой всего процесса обучения на уровне начального общего образования, успехи в изучении этого предмета во многом определяют результаты обучающихся по другим учебным предметам. Русский язык обладает значительным потенциалом в развитии функциональной грамотности обучающихся, особенно таких её компонентов, как языковая, коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная грамотность. Первичное знакомство с системой русского языка, богатством его выразительных возможностей, развитие умения правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения способствуют успешной социализации обучающегося. Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие, способствует формированию самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского народа и других народов России. Свободное владение языком, умение выбирать нужные языковые средства во многом определяют возможность адекватного самовыражения взглядов, мыслей, чувств, проявления себя в различных жизненно важных для человека областях. Изучение русского языка обладает огромным потенциалом присвоения традиционных социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения, в том числе речевого, что способствует формированию внутренней позиции личности. Личностные достижения обучающегося непосредственно связаны с осознанием языка как явления национальной культуры, пониманием связи языка и мировоззрения народа. Значимыми личностными результатами являются развитие устойчивого познавательного интереса к изучению русского языка, формирование ответственности за сохранение чистоты русского языка. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей: 1) приобретение обучающимися первоначальных представлений о многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духовнонравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации; понимание роли русского языка как языка межнационального общения; осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека; 2) овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка: аудирование, говорение, чтение, письмо; 3) овладение первоначальными научными представлениями о системе русского языка: фонетика, графика, лексика, морфемика, морфология и синтаксис; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета; 4) использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета; 5) развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию. Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения русскому языку является признание равной значимости работы по изучению системы языка и работы по совершенствованию речи обучающихся. Языковой материал призван сформировать первоначальные представления о структуре русского языка, способствовать усвоению норм русского литературного языка, орфографических и пунктуационных правил. Развитие устной и письменной речи обучающихся направлено на решение практической задачи развития всех видов речевой деятельности, отработку навыков использования усвоенных норм русского литературного языка, речевых норм и правил речевого этикета в процессе устного и письменного общения. Ряд задач по совершенствованию речевой деятельности решаются совместно с учебным предметом «Литературное чтение». МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Общее число часов, отведённых на изучение «Русского языка» во 2 классе, - 170 ч. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Общие сведения о языке Язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры. Первоначальные представления о многообразии языкового пространства России и мира. Методы познания языка: наблюдение, анализ. Фонетика и графика Смыслоразличительная функция звуков; различение звуков и букв; различение ударных и безударных гласных звуков, согласного звука [й’] и гласного звука [и], твёрдых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков; шипящие согласные звуки [ж], [ш], [ч’], [щ’]; обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков, функции букв е, ё, ю, я (повторение изученного в 1 классе). Парные и непарные по твёрдости ‑ мягкости согласные звуки. Парные и непарные по звонкости ‑ глухости согласные звуки. Качественная характеристика звука: гласный ‑ согласный; гласный ударный ‑ безударный; согласный твёрдый ‑ мягкий, парный ‑ непарный; согласный звонкий ‑ глухой, парный ‑ непарный. Функции ь: показатель мягкости предшествующего согласного в конце и в середине слова; разделительный. Использование на письме разделительных ъ и ь. Соотношение звукового и буквенного состава в словах с буквами е, ё, ю, я (в начале слова и после гласных). Деление слов на слоги (в том числе при стечении согласных). Использование знания алфавита при работе со словарями. Небуквенные графические средства: пробел между словами, знак переноса, абзац (красная строка), пунктуационные знаки (в пределах изученного). Орфоэпия Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике). Использование отработанного перечня слов (орфоэпического словаря учебника) для решения практических задач. Лексика Слово как единство звучания и значения. Лексическое значение слова (общее представление). Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Однозначные и многозначные слова (простые случаи, наблюдение). Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов. Состав слова (морфемика) Корень как обязательная часть слова. Однокоренные (родственные) слова. Признаки однокоренных (родственных) слов. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах корня (простые случаи). Окончание как изменяемая часть слова. Изменение формы слова с помощью окончания. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Суффикс как часть слова (наблюдение). Приставка как часть слова (наблюдение). Морфология Имя существительное (ознакомление): общее значение, вопросы («кто?», «что?»), употребление в речи. Глагол (ознакомление): общее значение, вопросы («что делать?», «что сделать?» и другие), употребление в речи. Имя прилагательное (ознакомление): общее значение, вопросы («какой?», «какая?», «какое?», «какие?»), употребление в речи. Предлог. Отличие предлогов от приставок. Наиболее распространённые предлоги: в, на, из, без, над, до, у, о, об и другое. Синтаксис Порядок слов в предложении; связь слов в предложении (повторение). Предложение как единица языка. Предложение и слово. Отличие предложения от слова. Наблюдение за выделением в устной речи одного из слов предложения (логическое ударение). Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные предложения. Виды предложений по эмоциональной окраске (по интонации): восклицательные и невосклицательные предложения. Орфография и пунктуация Прописная буква в начале предложения и в именах собственных (имена и фамилии людей, клички животных); знаки препинания в конце предложения; перенос слов со строки на строку (без учёта морфемного членения слова); гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под ударением), ча, ща, чу, щу; сочетания чк, чн (повторение правил правописания, изученных в 1 классе). Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки. Понятие орфограммы. Различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря учебника для определения (уточнения) написания слова. Контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов. Правила правописания и их применение: разделительный мягкий знак; сочетания чт, щн, нч; проверяемые безударные гласные в корне слова; парные звонкие и глухие согласные в корне слова; непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника); прописная буква в именах собственных: имена, фамилии, отчества людей, клички животных, географические названия; раздельное написание предлогов с именами существительными. Развитие речи Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями устного общения для эффективного решения коммуникативной задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения собственного мнения). Умение вести разговор (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и другое). Практическое овладение диалогической формой речи. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности при проведении парной и групповой работы. Составление устного рассказа по репродукции картины. Составление устного рассказа с опорой на личные наблюдения и на вопросы. Текст. Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте; последовательность предложений в тексте; выражение в тексте законченной мысли. Тема текста. Основная мысль. Заглавие текста. Подбор заголовков к предложенным текстам. Последовательность частей текста (абзацев). Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности (первичное ознакомление). Поздравление и поздравительная открытка. Понимание текста: развитие умения формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте. Выразительное чтение текста вслух с соблюдением правильной интонации. Подробное изложение повествовательного текста объёмом 30-45 слов с опорой на вопросы. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Изучение русского языка на уровне начального общего образования направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: гражданско-патриотического воспитания: становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России; осознание своей сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с текстами на уроках русского языка; проявление уважения к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка; первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в текстах, с которыми идёт работа на уроках русского языка; духовно-нравственного воспитания: осознание языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа; признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств; неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка); эстетического воспитания: уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения; физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде дополнительной информации в процессе языкового образования; бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения; трудового воспитания: осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка), интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка; экологического воспитания: бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами; неприятие действий, приносящих вред природе; ценности научного познания: первоначальные представления о научной картине мира, в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения русского языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий: сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность, грамматический признак, лексическое значение и другое); устанавливать аналогии языковых единиц; объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку; определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей речи, предложений, текстов); классифицировать языковые единицы; находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц; выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию; устанавливать причинноследственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий: с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации; сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее целесообразный (на основе предложенных критериев); проводить по предложенному плану несложное лингвистическое миниисследование, выполнять по предложенному плану проектное задание; формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала; прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях. У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий: выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения; согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках; распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику); соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова); анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации. У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией; готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного миниисследования, проектного задания; подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий: устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок; соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц; находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибку; сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям. У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности: формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты; ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат; выполнять совместные проектные задания предложенные образцы. с опорой на ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К концу обучения во втором классе обучающийся научится: осознавать язык как основное средство общения; характеризовать согласные звуки вне слова и в слове по заданным параметрам: согласный парный (непарный) по твёрдости (мягкости); согласный парный (непарный) по звонкости (глухости); определять количество слогов в слове; делить слово на слоги (в том числе слова со стечением согласных); устанавливать соотношение звукового и буквенного состава слова, в том числе с учётом функций букв е, ё, ю, я; обозначать на письме мягкость согласных звуков буквой мягкий знак в середине слова; находить однокоренные слова; выделять в слове корень (простые случаи); выделять в слове окончание; выявлять в тексте случаи употребления многозначных слов, понимать их значения и уточнять значение по учебным словарям; выявлять случаи употребления синонимов и антонимов (без называния терминов); распознавать слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?»; распознавать слова, отвечающие на вопросы «что делать?», «что сделать?» и другие; распознавать слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?»; определять вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске; находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила; применять изученные правила правописания, в том числе: сочетания чк, чн, чт; щн, нч; проверяемые безударные гласные в корне слова; парные звонкие и глухие согласные в корне слова; непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника); прописная буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; раздельное написание предлогов с именами существительными, разделительный мягкий знак; правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, тексты объёмом не более 50 слов; писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения, тексты объёмом не более 45 слов с учётом изученных правил правописания; находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки; пользоваться толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями учебника; строить устное диалогическое и монологическое высказывание (2-4 предложения на определённую тему, по наблюдениям) с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации; формулировать простые выводы на основе прочитанного (услышанного) устно и письменно (1-2 предложения); составлять предложения из слов, устанавливая между ними смысловую связь по вопросам; определять тему текста и озаглавливать текст, отражая его тему; составлять текст из разрозненных предложений, частей текста; писать подробное изложение повествовательного текста объёмом 3045 слов с опорой на вопросы; объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 2 КЛАСС № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов Всего Контрольные работы Практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы https://resh.edu.ru/ 1 Общие сведения о языке 1 0,25 2 Фонетика и графика 6 1,5 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/teachers/lk/main 3 Лексика 10 2, 5 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/teachers/lk/main 4 Состав слова 14 3,5 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/teachers/lk/main 5 Морфология 19 4, 75 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/teachers/lk/main 6 Синтаксис 8 2 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/teachers/lk/main 7 Орфография и пунктуация 50 8 Развитие речи 30 8 10.5 7. 75 Резервное время 32 4 7, 25 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ 170 12 40 https://resh.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ ПО ПРОГРАММЕ ВАРИАНТ 1. ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ УЧЕБНИКИ «РУССКИЙ ЯЗЫК. 1-4 КЛАСС. (АВТОРЫ В.П. КАНАКИНА, В.Г.ГОРЕЦКИЙ) 2 КЛАСС № п/п Количество часов Тема урока Всего Контрольные работы Практические работы 1 Язык как явление национальной культуры. Многообразие языкового пространства России и мира. Наша речь и наш язык 1 0 0,25 2 Диалогическая форма речи 1 0 0,25 3 Резервный урок по разделу лексика: о происхождении слов 1 0 0,25 4 Текст 1 5 Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте; последовательность предложений в тексте; 1 0,25 0 0,25 Дата изучения Электронные цифровые образовательные ресурсы https://resh.edu.ru/ 02.09.2024 03.09.2024 04.09.2024 05.09.2024 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/teachers/lk/main 06.09.2024 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/teachers/lk/main выражение в тексте законченной мысли 6 Тема текста 1 0 0,25 7 Основная мысль 1 0 0,25 8 Заглавие текста 1 0 0,25 9 Подбор заголовков к предложенным текстам 1 0 0,25 10 Отработка умения подбирать заголовки к предложенным текстам. Отражение в заголовке темы или основной мысли текста 1 0 0,25 11 Последовательность частей текста (абзацев). Абзац. Красная строка 1 0 0,25 12 Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений. Тренинг 1 0 0,25 13 Отработка умения корректировать тексты с нарушенным порядком 1 0 0,25 09.09.2024 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/teachers/lk/main 10.09.2024 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/teachers/lk/main 11.09.2024 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/teachers/lk/main 12.09.2024 13.09.2024 16.09.2024 17.09.2024 18.09.2024 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/teachers/lk/main предложений 14 Корректирование текстов с нарушенным порядком абзацев 1 0 0,25 15 Отработка умения корректировать тексты с нарушенным порядком абзацев 1 0 0,25 16 Предложение как единица языка 1 0 0,25 23.09.2024 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/teachers/lk/main 17 Предложение и слово 1 0 0,25 24.09.2024 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/teachers/lk/main 18 Связь слов в предложении 1 0 0,25 25.09.2024 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/teachers/lk/main 19 Виды предложений по цели высказывания 1 0 0,25 26.09.2024 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/teachers/lk/main 20 Восклицательные и невосклицательные предложения 1 0 0,25 27.09.2024 21 Повествовательные, вопросительные, побудительные предложения 1 0 0,25 30.09.2024 22 Наблюдение за выделением в устной речи 1 0 0,25 01.10.2024 19.09.2024 20.09.2024 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/teachers/lk/main одного из слов предложения (логическое ударение) 23 Резервный урок по разделу синтаксис: наблюдение за главными и второстепенными членами предложения 1 0 0,25 02.10.2024 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/teachers/lk/main 24 Резервный урок по разделу синтаксис: установление связи слов в предложении 1 0 0,25 03.10.2024 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/teachers/lk/main 25 Предложение: систематизация знаний 1 0 0,25 04.10.2024 26 Слово и его значение 1 0 0,25 07.10.2024 27 Значение слова в словаре. Уточняем значение слова самостоятельно, по тексту или с помощью толкового словаря 1 0 0,25 08.10.2024 28 Однозначные и многозначные слова 1 0 0,25 09.10.2024 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/teachers/lk/main 29 Значение слова в словаре и тексте 1 0 0,25 10.10.2024 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/teachers/lk/main 30 Многозначные слова. Прямое и переносное 1 0 0,25 11.10.2024 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/teachers/lk/main значение слова https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/teachers/lk/main 31 Синонимы 1 0 0,25 14.10.2024 32 Синонимы в тексте 1 0 0,25 15.10.2024 33 Антонимы 1 0 0,25 16.10.2024 34 Наблюдение за использованием антонимов 1 0 0,25 17.10.2024 35 Резервный урок по разделу лексика: работаем с толковым словарем 1 0 0,25 18.10.2024 36 Обобщение знаний по разделу «Лексика» 1 0 0,25 21.10.2024 37 Резервный урок по разделу лексика: проверочная работа 1 1 0 22.10.2024 38 Однокоренные (родственные) слова. Корень слова 1 0 0,25 23.10.2024 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/teachers/lk/main 39 Признаки однокоренных (родственных) слов. Корень слова 1 0 0,25 24.10.2024 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/teachers/lk/main 40 Корень как часть слова 1 0 0,25 25.10.2024 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/teachers/lk/main https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/teachers/lk/main 41 Корень как общая часть родственных слов 1 0 0,25 05.11.2024 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/teachers/lk/main 42 Корень слова: обобщение знаний 1 0 0,25 06.11.2024 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/teachers/lk/main 43 Окончание как изменяемая часть слова 1 0 0,25 07.11.2024 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/teachers/lk/main 44 Изменение формы слова с помощью окончания 1 0 0,25 08.11.2024 45 Различение изменяемых и неизменяемых слов 1 0 0,25 11.11.2024 46 Резервный урок по разделу состав слова: нулевое окончание (наблюдение) 1 0 0,25 12.11.2024 47 Суффикс как часть слова 1 0 0,25 13.11.2024 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/teachers/lk/main 48 Приставка как часть слова (наблюдение) 1 0 0,25 14.11.2024 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/teachers/lk/main 49 Роль суффиксов и приставок 1 0 0,25 15.11.2024 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/teachers/lk/main 50 Состав слова: систематизация знаний 1 0 0,25 18.11.2024 51 Состав слова: обобщение 1 0 0,25 19.11.2024 52 Резервный урок по разделу состав слова: Тренинг. Нахождение 1 0 0,25 20.11.2024 однокоренных слов. Выделение корня 53 Резервный урок по разделу состав слова: как образуются слова (наблюдение) 1 0 0,25 21.11.2024 54 Суффикс как часть слова: наблюдение за значением 1 0 0,25 22.11.2024 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/teachers/lk/main 55 Деление слов на слоги. Использование знания алфавита при работе со словарями 1 0 0,25 25.11.2024 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/teachers/lk/main 56 Перенос слов по слогам 1 0 0,25 26.11.2024 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/teachers/lk/main 57 Перенос слов по слогам: закрепление 1 0 0,25 27.11.2024 58 Различение звуков и букв. Различение ударных и безударных гласных звуков 1 0 0,25 28.11.2024 59 Составление устного рассказа по репродукции картины З. Серебряковой "За обедом" 1 0 0,25 29.11.2024 60 Резервный урок по разделу 1 0 0,25 02.12.2024 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/teachers/lk/main https://resh.edu.ru/ фонетика: различаем звуки и буквы https://uchi.ru/teachers/lk/main 61 Подробное изложение повествовательного текста объёмом 30—45 слов с опорой на вопросы 1 0 0,25 03.12.2024 62 Правописание слов с безударным гласным звуком в корне 1 0 0,25 04.12.2024 63 Единообразное написание гласных в корне 1 0 0,25 05.12.2024 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/teachers/lk/main 64 Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова 1 0 0,25 06.12.2024 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/teachers/lk/main 65 Обозначение буквой безударного гласного звука в корне слова 1 0 0,25 09.12.2024 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/teachers/lk/main 66 Правописание слов с безударным гласным звуком в корне: закрепление 1 0 0,25 10.12.2024 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/teachers/lk/main 67 Объяснительный диктант: учимся обозначать безударные гласные в 1 0 0,25 11.12.2024 корне слова 68 Непроверяемые гласные в корне слова 1 0 0,25 12.12.2024 69 Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне слова 1 0 0,25 13.12.2024 70 Списывание текста. Словарный диктант 1 1 0 16.12.2024 71 Отработка правописания слов с орфограммами в значимых частях слов 1 0 0,25 17.12.2024 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/teachers/lk/main 72 Парные и непарные по твёрдости - мягкости согласные звуки. Согласный звук [й'] и буква И краткое. Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения 1 0 0,25 18.12.2024 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/teachers/lk/main 73 Знакомство с жанром поздравления 1 0 0,25 19.12.2024 74 Функции мягкого знака 1 0 0,25 20.12.2024 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/teachers/lk/main https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/teachers/lk/main 75 Резервный урок по разделу фонетика: учимся характеризовать звуки 1 0 0,25 23.12.2024 76 Выбор языковых средств для ответа на заданный вопрос при работе в паре (группе) 1 0 0,25 24.12.2024 77 Выбор языковых средств для выражения собственного мнения при работе в паре (группе) 1 0 0,25 25.12.2024 78 Повторение алгоритма списывания текста 1 0 0,25 13.01.2025 79 Диктант на изученные правила (безударные гласные в корне слова) 1 1 0 26.12.2024 80 Работа над ошибками, допущенными в диктанте 1 0 0,25 27.12.2024 81 Резервный урок по разделу орфография: тренинг "Знаки препинания в конце предложения" с использованием электронных образовательных ресурсов 1 0 0,25 14.01.2025 82 Резервный урок по разделу орфография: тренинг "Слог. Перенос слов" с использованием электронных образовательных ресурсов 1 0 0,25 15.01.2025 83 Резервный урок по разделу орфография: использование орфографического словаря учебника для определения (уточнения) написания слова 1 0 0,25 16.01.2025 84 Сочетания чк, чн, чт, щн, нч 1 0 0,25 17.01.2025 85 Выбор языковых средств для ведения разговора: начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. при работе в паре (группе) 1 0 0,25 20.01.2025 86 Гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под ударением) 1 0 0,25 21.01.2025 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/teachers/lk/main 87 Гласные после шипящих в сочетаниях ча, ща, чу, щу 1 0 0,25 22.01.2025 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/teachers/lk/main https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/teachers/lk/main https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/teachers/lk/main 88 Диктант на изученные правила (гласные после шипящих, сочетания чк, чн, чт) 1 1 0 23.01.2025 89 Резервный урок по разделу развитие речи: составление текста по рисунку на тему "День рождения" 1 0 0,25 24.01.2025 90 Парные и непарные по звонкости - глухости согласные звуки 1 0 0,25 27.01.2025 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/teachers/lk/main 91 Правописание слов с парным по звонкостиглухости согласным в корне слова 1 0 0,25 28.01.2025 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/teachers/lk/main 92 Обозначение парных по звонкости-глухости согласных в корне слова 1 0 0,25 29.01.2025 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/teachers/lk/main 93 Способы проверки согласных в корне слова 1 0 0,25 30.01.2025 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/teachers/lk/main 94 Отработка правописания слов с парным по глухости звонкости согласным в корне слова 1 0 0,25 31.01.2025 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/teachers/lk/main 95 Учимся писать буквы 1 0 0,25 03.02.2025 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/teachers/lk/main согласных в корне слова 96 Объяснительный диктант: учимся писать буквы согласных в корне слова 1 0 0,25 04.02.2025 97 Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова 1 0 0,25 05.02.2025 98 Различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове. Тренинг "Правописание парных по глухостизвонкости согласны хзвуков в корне слова" с использованием электронных образовательных ресурсов 1 0 0,25 06.02.2025 99 Подробное изложение повествовательного текста объёмом 30—45 слов с опорой на вопросы 1 0 0,25 07.02.2025 100 Списывание текста. Словарный диктант 1 1 0 10.02.2025 101 Использование на письме 1 0 0,25 11.02.2025 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/teachers/lk/main разделительных ъ и ь 102 Правописание слов с разделительным мягким знаком 1 0 0,25 12.02.2025 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/teachers/lk/main 103 Отработка правописания слов с разделительным мягким знаком 1 0 0,25 13.02.2025 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/teachers/lk/main 104 Отработка правописания слов с разделительным мягким знаком и другими изученными орфограммами 1 0 0,25 14.02.2025 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/teachers/lk/main 105 Отработка способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове. Тренинг "Правописание слов с разделительным мягким знаком" с использованием электронных образовательных ресурсов 1 0 0,25 17.02.2025 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/teachers/lk/main 106 Повторение правописания слов с орфограммами в значимых частях слов 1 0 0,25 18.02.2025 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/teachers/lk/main 107 Списывание текста. Словарный диктант 1 1 0 19.02.2025 108 Имя существительное как часть речи 1 0 0,25 20.02.2025 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/teachers/lk/main 109 Имя существительное: употребление в речи 1 0 0,25 21.02.2025 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/teachers/lk/main 110 Имя существительное: значение 1 0 0,25 24.02.2025 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/teachers/lk/main 111 Имя существительное : вопросы («кто?», «что?») 1 0 0,25 25.02.2025 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/teachers/lk/main 112 Употребление прописной и строчной буквы 1 0 0,25 26.02.2025 113 Составление устного рассказа по репродукции картины И. Шишкина "Утро в сосновом лесу" 1 0 0,25 27.02.2025 114 Прописная буква в именах собственных: имена, фамилии, отчества людей, клички животных 1 0 0,25 28.02.2025 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/teachers/lk/main 115 Прописная буква в именах собственных: географические названия 1 0 0,25 03.03.2025 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/teachers/lk/main 116 Составление устного рассказа с опорой на 1 0 0,25 04.03.2025 личные наблюдения и вопросы: составление текста о своем любимом домашнем питомце по вопросам 117 Имя существительное: изменение по числам 1 0 0,25 05.03.2025 118 Число имён существительных 1 0 0,25 06.03.2025 119 Резервный урок по разделу морфология: изменение по числам имен существительных 1 0 0,25 07.03.2025 120 Объяснительный диктант на изученные правила (орфограммы корня, прописная буква и др.) 1 0 0,25 10.03.2025 121 Глагол как часть речи 1 0 0,25 11.03.2025 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/teachers/lk/main 122 Глагол: значение. Для чего нужны глаголы в нашей речи? 1 0 0,25 12.03.2025 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/teachers/lk/main 123 Глагол: вопросы «что делать?», «что сделать?» и др. 1 0 0,25 13.03.2025 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/teachers/lk/main https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/teachers/lk/main 124 Единственное и множественное число глаголов 1 0 0,25 14.03.2025 125 Резервный урок по разделу развитие речи: Составление текста на тему пословицы 1 0 0,25 17.03.2025 126 Текст-повествование 1 0 0,25 18.03.2025 127 Особенности текстовповествований 1 0 0,25 19.03.2025 128 Резервный урок по разделу развитие речи: учимся сочинять текстповествование. Составление текстаповествования на тему "Как приготовить салат" 1 0 0,25 20.03.2025 129 Обобщение знаний о глаголе 1 0 0,25 21.03.2025 130 Резервный урок по разделу морфология. Тренинг. Отработка темы "Глагол" 1 0 0,25 31.03.2025 131 Диктант на изученные правила (орфограммы корня) 1 1 0 03.04.2025 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/teachers/lk/main 132 Работа над ошибками, допущенными в диктанте 1 0 0,25 04.04.2025 133 Имя прилагательное как часть речи 1 0 0,25 01.04.2025 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/teachers/lk/main 134 Имя прилагательное: значение 1 0 0,25 02.04.2025 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/teachers/lk/main 135 Обобщение знаний об имени прилагательном 1 0 0,25 07.04.2025 136 Резервный урок по разделу морфология: роль имён прилагательных в тексте. Единственное и множественное число имен прилагательных 1 0 0,25 08.04.2025 137 Связь имени прилагательного с именем существительным 1 0 0,25 09.04.2025 138 Текст-описание 1 0 0,25 10.04.2025 139 Резервный урок по разделу развитие речи: составление текста (рассказа или сказки) на тему "Путешествие снежинки на землю" 1 0 0,5 11.04.2025 140 Особенности текстов- 1 0 0,25 14.04.2025 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/teachers/lk/main описаний 141 Резервный урок по разделу развитие речи: учимся сочинять текст-описание. Составление текстаописания натюрморта 1 0 0,25 15.04.2025 142 Диктант на изученные орфограммы в корне слова 1 1 0 16.04.2025 143 Работа над ошибками, допущенными в диктанте 1 0 0,25 17.04.2025 144 Резервный урок по разделу развитие речи: Составление текста о своем любимом домашнем питомце по вопросам 1 0 0,25 18.04.2025 145 Резервный урок по разделу развитие речи: составление текста по рисунку с включением в него диалога. Практикум по овладению диалогической речью 1 0 0,25 21.04.2025 146 Текст-рассуждение 1 0 0,25 22.04.2025 147 Особенности текстоврассуждений 1 0 0,25 23.04.2025 148 Предлог. Отличие предлогов от приставок 1 0 0,25 24.04.2025 149 Наиболее распространённые предлоги: в, на, из, без, над, до, у, о, об и др. 1 0 0,25 25.04.2025 150 Раздельное написание предлогов с именами существительными 1 0 0,25 28.04.2025 151 Раздельное написание предлогов с именами существительными: закрепление 1 0 0,25 29.04.2025 152 Части речи: обобщение. Тренинг 1 0 0,25 30.04.2025 153 Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности при проведении парной и групповой работы 1 0 0,25 05.05.2025 154 Резервный урок по разделу морфология: части речи. Тренинг 1 0 0,25 06.05.2025 155 Различение текстов- 1 0 0,25 07.05.2025 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/teachers/lk/main https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/teachers/lk/main https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/teachers/lk/main описаний и текстовповествований 156 Резервный урок по разделу морфология. Тренинг. Отработка темы "Предлоги" 1 0 0,25 08.05.2025 157 Части речи: систематизация знаний 1 0 0,25 12.05.2025 158 Резервный урок по разделу морфология: роль имён существительных в тексте 1 0 0,25 13.05.2025 159 Резервный урок по разделу морфология: роль глаголов в тексте 1 0 0,25 14.05.2025 160 Правописание слов с орфограммами в значимых частях слов: систематизация 1 0 0,25 15.05.2025 161 Правописание слов с орфограммами в значимых частях слов: обобщение 1 0 0,25 16.05.2025 162 Резервный урок по разделу развитие речи: проверочная работа 1 1 0 17.05.2025 163 Резервный урок по разделу 1 0 0,25 18.05.2025 https://resh.edu.ru/ орфография: отработка орфограмм, вызывающих трудности. Тренинг "Правописание имен собственных" с использованием электронных образовательных ресурсов https://uchi.ru/teachers/lk/main 164 Резервный урок по разделу орфография Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки: наблюдение за правописанием суффиксов имён существительных; правописание парных по глухости-звонкости согласны звуков в корне слова (с использованием электронных образовательных ресурсов) 1 0 0,25 19.05.2025 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/teachers/lk/main 165 Резервный урок по разделу орфография. 1 0 0,25 20.05.2025 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/teachers/lk/main Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки: наблюдение за правописанием суффиксов имен прилагательных; правописание слов с разделительным мягким знаком (с использованием электронных образовательных ресурсов) 166 Резервный урок по разделу орфография. Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки: наблюдение за правописанием приставок; правописание буквосочетаний с шипящими звуками (с использованием 1 0 0,25 22.05.2025 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/teachers/lk/main электронных образовательных ресурсов) 167 Резервный урок по разделу орфография: отработка орфограмм, вызывающих трудности. Контроль "Правописание буквосочетаний с шипящими звуками" с использованием электронных образовательных ресурсов 1 0 0,25 22.05.2025 168 Резервный урок по разделу орфография: проверочная работа 1 1 0 23.05.2025 169 Резервный урок по разделу орфография: проверочная работа 1 1 0 23.05.2025 170 Контрольный диктант 1 1 0 21.05.2025 170 12 40 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/teachers/lk/main УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Русский язык, 2 класс/ Канакина В.П., Горецкий В.Г., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Канакина В.П. Русский язык : 2 класс : методические рекомендации : — Москва: Просвещение, 2024 ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ РЭШ https://resh.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://schoolcollection.edu.ru/