Рабочая программа по русскому языку 2 класс на 2024-2025 уч.г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» (предметная
область «Русский язык и литературное чтение») на уровне начального
общего образования составлена на основе Требований к результатам
освоения программы начального общего образования Федерального
государственного
образовательного
стандарта
начального
общего
образования (далее – ФГОС НОО), Федеральной образовательной программы
начального общего образования (далее – ФОП НОО), Федеральной рабочей
программы по учебному предмету «Русский язык» (далее – ФРП «Русский
язык»), а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в
федеральной рабочей программе воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ
ЯЗЫК»
На уровне начального общего образования изучение русского языка
имеет особое значение в развитии обучающегося. Приобретённые знания,
опыт выполнения предметных и универсальных учебных действий на
материале русского языка станут фундаментом обучения на уровне
основного общего образования, а также будут востребованы в жизни.
Русский язык как средство познания действительности обеспечивает
развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся,
формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных
текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности. Изучение русского
языка является основой всего процесса обучения на уровне начального
общего образования, успехи в изучении этого предмета во многом
определяют результаты обучающихся по другим учебным предметам.
Русский язык обладает значительным потенциалом в развитии
функциональной грамотности обучающихся, особенно таких её компонентов,
как языковая, коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная
грамотность.
Первичное знакомство с системой русского языка, богатством его
выразительных возможностей, развитие умения правильно и эффективно
использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения
способствуют успешной социализации обучающегося. Русский язык,
выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает
межличностное и социальное взаимодействие, способствует формированию
самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством
хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского
народа и других народов России. Свободное владение языком, умение
выбирать нужные языковые средства во многом определяют возможность

адекватного самовыражения взглядов, мыслей, чувств, проявления себя в
различных жизненно важных для человека областях.
Изучение русского языка обладает огромным потенциалом присвоения
традиционных социокультурных и духовно-нравственных ценностей,
принятых в обществе правил и норм поведения, в том числе речевого, что
способствует формированию внутренней позиции личности. Личностные
достижения обучающегося непосредственно связаны с осознанием языка как
явления национальной культуры, пониманием связи языка и мировоззрения
народа. Значимыми личностными результатами являются развитие
устойчивого познавательного интереса к изучению русского языка,
формирование ответственности за сохранение чистоты русского языка.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:
1) приобретение обучающимися первоначальных представлений о
многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о
языке как одной из главных духовнонравственных ценностей народа;
понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения
русского языка как государственного языка Российской Федерации;
понимание роли русского языка как языка межнационального общения;
осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей
культуры человека;
2) овладение основными видами речевой деятельности на основе
первоначальных представлений о нормах современного русского
литературного языка: аудирование, говорение, чтение, письмо;
3) овладение первоначальными научными представлениями о системе
русского языка: фонетика, графика, лексика, морфемика, морфология и
синтаксис; об основных единицах языка, их признаках и особенностях
употребления в речи; использование в речевой деятельности норм
современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических,
грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
4) использование в речевой деятельности норм современного русского
литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических,
орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
5) развитие функциональной грамотности, готовности к успешному
взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному
образованию.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых
результатов обучения русскому языку является признание равной
значимости работы по изучению системы языка и работы по
совершенствованию речи обучающихся. Языковой материал призван
сформировать первоначальные представления о структуре русского языка,

способствовать
усвоению
норм
русского
литературного
языка,
орфографических и пунктуационных правил.
Развитие устной и письменной речи обучающихся направлено на
решение практической задачи развития всех видов речевой деятельности,
отработку навыков использования усвоенных норм русского литературного
языка, речевых норм и правил речевого этикета в процессе устного и
письменного общения.
Ряд задач по совершенствованию речевой деятельности решаются
совместно с учебным предметом «Литературное чтение».
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
Общее число часов, отведённых на изучение «Русского языка» во 2 классе,
- 170 ч.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Общие сведения о языке
Язык как основное средство человеческого общения и явление
национальной культуры. Первоначальные представления о многообразии
языкового пространства России и мира. Методы познания языка:
наблюдение, анализ.
Фонетика и графика
Смыслоразличительная функция звуков; различение звуков и букв;
различение ударных и безударных гласных звуков, согласного звука [й’] и
гласного звука [и], твёрдых и мягких согласных звуков, звонких и глухих
согласных звуков; шипящие согласные звуки [ж], [ш], [ч’], [щ’]; обозначение
на письме твёрдости и мягкости согласных звуков, функции букв е, ё, ю, я
(повторение изученного в 1 классе).
Парные и непарные по твёрдости ‑ мягкости согласные звуки.
Парные и непарные по звонкости ‑ глухости согласные звуки.
Качественная характеристика звука: гласный ‑ согласный; гласный
ударный ‑ безударный; согласный твёрдый ‑ мягкий, парный ‑ непарный;
согласный звонкий ‑ глухой, парный ‑ непарный.
Функции ь: показатель мягкости предшествующего согласного в конце
и в середине слова; разделительный. Использование на письме
разделительных ъ и ь.
Соотношение звукового и буквенного состава в словах с буквами е, ё, ю,
я (в начале слова и после гласных).
Деление слов на слоги (в том числе при стечении согласных).
Использование знания алфавита при работе со словарями.
Небуквенные графические средства: пробел между словами, знак
переноса, абзац (красная строка), пунктуационные знаки (в пределах
изученного).
Орфоэпия
Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в
соответствии с нормами современного русского литературного языка (на
ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике). Использование
отработанного перечня слов (орфоэпического словаря учебника) для решения
практических задач.
Лексика
Слово как единство звучания и значения. Лексическое значение слова
(общее представление). Выявление слов, значение которых требует

уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с
помощью толкового словаря.
Однозначные и многозначные слова (простые случаи, наблюдение).
Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов.
Состав слова (морфемика)
Корень как обязательная часть слова. Однокоренные (родственные)
слова. Признаки однокоренных (родственных) слов. Различение
однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с
омонимичными корнями. Выделение в словах корня (простые случаи).
Окончание как изменяемая часть слова. Изменение формы слова с
помощью окончания. Различение изменяемых и неизменяемых слов.
Суффикс как часть слова (наблюдение). Приставка как часть слова
(наблюдение).
Морфология
Имя существительное (ознакомление): общее значение, вопросы
(«кто?», «что?»), употребление в речи.
Глагол (ознакомление): общее значение, вопросы («что делать?», «что
сделать?» и другие), употребление в речи.
Имя прилагательное (ознакомление): общее значение, вопросы
(«какой?», «какая?», «какое?», «какие?»), употребление в речи.
Предлог. Отличие предлогов от приставок. Наиболее распространённые
предлоги: в, на, из, без, над, до, у, о, об и другое.
Синтаксис
Порядок слов в предложении; связь слов в предложении (повторение).
Предложение как единица языка. Предложение и слово. Отличие
предложения от слова. Наблюдение за выделением в устной речи одного из
слов предложения (логическое ударение).
Виды предложений по цели высказывания: повествовательные,
вопросительные, побудительные предложения.
Виды предложений по эмоциональной окраске (по интонации):
восклицательные и невосклицательные предложения.
Орфография и пунктуация
Прописная буква в начале предложения и в именах собственных (имена
и фамилии людей, клички животных); знаки препинания в конце
предложения; перенос слов со строки на строку (без учёта морфемного
членения слова); гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении
под ударением), ча, ща, чу, щу; сочетания чк, чн (повторение правил
правописания, изученных в 1 классе).

Орфографическая зоркость как осознание места возможного
возникновения орфографической ошибки. Понятие орфограммы. Различные
способы решения орфографической задачи в зависимости от места
орфограммы в слове. Использование орфографического словаря учебника
для определения (уточнения) написания слова. Контроль и самоконтроль при
проверке собственных и предложенных текстов.
Правила правописания и их применение:
разделительный мягкий знак;
сочетания чт, щн, нч;
проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом
словаре учебника);
прописная буква в именах собственных: имена, фамилии, отчества
людей, клички животных, географические названия;
раздельное написание предлогов с именами существительными.
Развитие речи
Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями устного
общения для эффективного решения коммуникативной задачи (для ответа на
заданный вопрос, для выражения собственного мнения). Умение вести
разговор (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и
другое). Практическое овладение диалогической формой речи. Соблюдение
норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и
бытового общения. Умение договариваться и приходить к общему решению
в совместной деятельности при проведении парной и групповой работы.
Составление устного рассказа по репродукции картины. Составление
устного рассказа с опорой на личные наблюдения и на вопросы.
Текст. Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте;
последовательность предложений в тексте; выражение в тексте законченной
мысли. Тема текста. Основная мысль. Заглавие текста. Подбор заголовков к
предложенным текстам. Последовательность частей текста (абзацев).
Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности
(первичное ознакомление).
Поздравление и поздравительная открытка.
Понимание текста: развитие умения формулировать простые выводы на
основе информации, содержащейся в тексте. Выразительное чтение текста
вслух с соблюдением правильной интонации.

Подробное изложение повествовательного текста объёмом 30-45 слов с
опорой на вопросы.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение русского языка на уровне начального общего образования
направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и
предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
гражданско-патриотического воспитания:
 становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе
через изучение русского языка, отражающего историю и культуру
страны;
 осознание своей этнокультурной и российской гражданской
идентичности, понимание роли русского языка как государственного
языка Российской Федерации и языка межнационального общения
народов России;
 осознание своей сопричастности к прошлому, настоящему и
будущему своей страны и родного края, в том числе через
обсуждение ситуаций при работе с текстами на уроках русского
языка;
 проявление уважения к своему и другим народам, формируемое в
том числе на основе примеров из текстов, с которыми идёт работа на
уроках русского языка;
 первоначальные представления о человеке как члене общества, о
правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о
нравственноэтических нормах поведения и правилах межличностных
отношений, в том числе отражённых в текстах, с которыми идёт
работа на уроках русского языка;
духовно-нравственного воспитания:
 осознание языка как одной из главных духовно-нравственных
ценностей народа;
 признание индивидуальности каждого человека с опорой на
собственный жизненный и читательский опыт;
 проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том
числе с использованием адекватных языковых средств для
выражения своего состояния и чувств;

 неприятие любых форм поведения, направленных на причинение
физического и морального вреда другим людям (в том числе
связанного с использованием недопустимых средств языка);
эстетического воспитания:
 уважительное отношение и интерес к художественной культуре,
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству
своего и других народов;
 стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности
русского языка как средства общения и самовыражения;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
 соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде
дополнительной информации в процессе языкового образования;
 бережное отношение к физическому и психическому здоровью,
проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого
самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил
общения;
трудового воспитания:
 осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе
благодаря примерам из текстов, с которыми идёт работа на уроках
русского языка), интерес к различным профессиям, возникающий
при обсуждении примеров из текстов, с которыми идёт работа на
уроках русского языка;
экологического воспитания:
 бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с
текстами;
 неприятие действий, приносящих вред природе;
ценности научного познания:
 первоначальные представления о научной картине мира, в том числе
первоначальные представления о системе языка как одной из
составляющих целостной научной картины мира;
 познавательные
интересы,
активность,
инициативность,
любознательность и самостоятельность в познании, в том числе
познавательный интерес к изучению русского языка, активность и
самостоятельность в его познании.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения русского языка на уровне начального общего
образования у обучающегося будут сформированы познавательные
универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные
действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная
деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
 сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова,
предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения
языковых единиц (частеречная принадлежность, грамматический
признак, лексическое значение и другое); устанавливать аналогии
языковых единиц;
 объединять объекты (языковые единицы) по определённому
признаку;
 определять существенный признак для классификации языковых
единиц
(звуков,
частей
речи,
предложений,
текстов);
классифицировать языковые единицы;
 находить в языковом материале закономерности и противоречия на
основе
предложенного
учителем
алгоритма
наблюдения;
анализировать алгоритм действий при работе с языковыми
единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе
языковых единиц;
 выявлять недостаток информации для решения учебной и
практической задачи на основе предложенного алгоритма,
формулировать запрос на дополнительную информацию;
 устанавливать причинноследственные связи в ситуациях наблюдения
за языковым материалом, делать выводы.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые
исследовательские действия как часть познавательных универсальных
учебных действий:
 с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения
языкового объекта, речевой ситуации;
 сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать
наиболее целесообразный (на основе предложенных критериев);
 проводить по предложенному плану несложное лингвистическое
миниисследование, выполнять по предложенному плану проектное
задание;

 формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на
основе результатов проведённого наблюдения за языковым
материалом
(классификации,
сравнения,
исследования);
формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа
предложенного языкового материала;
 прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с
информацией как часть познавательных универсальных учебных
действий:
 выбирать источник получения информации: нужный словарь для
получения запрашиваемой информации, для уточнения;
 согласно заданному алгоритму находить представленную в явном
виде информацию в предложенном источнике: в словарях,
справочниках;
 распознавать
достоверную
и
недостоверную
информацию
самостоятельно или на основании предложенного учителем способа
её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);
 соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников,
родителей, законных представителей) правила информационной
безопасности при поиске информации в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» (информации о написании и
произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о
синонимах слова);
 анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей;
 понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде
таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для
представления лингвистической информации.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как
часть коммуникативных универсальных учебных действий:
 воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
 проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать
правила ведения диалоги и дискуссии;
 признавать возможность существования разных точек зрения;
 корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
 строить речевое высказывание в соответствии с поставленной
задачей;

 создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование) в соответствии с речевой ситуацией;
 готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и
групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного
миниисследования, проектного задания;
 подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к
тексту выступления.
У
обучающегося
будут
сформированы
следующие
умения
самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных
действий:
 планировать действия по решению учебной задачи для получения
результата;
 выстраивать последовательность выбранных действий.
У
обучающегося
будут
сформированы
следующие
умения
самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных
действий:
 устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;
 корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и
орфографических ошибок;
 соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей
по выделению, характеристике, использованию языковых единиц;
 находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом,
находить орфографическую и пунктуационную ошибку;
 сравнивать результаты своей деятельности и деятельности
одноклассников, объективно оценивать их по предложенным
критериям.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной
деятельности:
 формулировать
краткосрочные
и
долгосрочные
цели
(индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в
стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем
формата планирования, распределения промежуточных шагов и
сроков;
 принимать цель совместной деятельности, коллективно строить
действия по её достижению: распределять роли, договариваться,
обсуждать процесс и результат совместной работы;
 проявлять
готовность
руководить,
выполнять
поручения,
подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;
 ответственно выполнять свою часть работы;

 оценивать свой вклад в общий результат;
 выполнять совместные проектные задания
предложенные образцы.

с

опорой

на

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения во втором классе обучающийся научится:
 осознавать язык как основное средство общения;
 характеризовать согласные звуки вне слова и в слове по заданным
параметрам: согласный парный (непарный) по твёрдости (мягкости);
согласный парный (непарный) по звонкости (глухости);
 определять количество слогов в слове; делить слово на слоги (в том
числе слова со стечением согласных);
 устанавливать соотношение звукового и буквенного состава слова, в
том числе с учётом функций букв е, ё, ю, я;
 обозначать на письме мягкость согласных звуков буквой мягкий знак
в середине слова;
 находить однокоренные слова;
 выделять в слове корень (простые случаи);
 выделять в слове окончание;
 выявлять в тексте случаи употребления многозначных слов,
понимать их значения и уточнять значение по учебным словарям;
выявлять случаи употребления синонимов и антонимов (без
называния терминов);
 распознавать слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?»;
 распознавать слова, отвечающие на вопросы «что делать?», «что
сделать?» и другие;
 распознавать слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?»,
«какое?», «какие?»;
 определять вид предложения по цели высказывания и по
эмоциональной окраске;
 находить место орфограммы в слове и между словами на изученные
правила;
 применять изученные правила правописания, в том числе: сочетания
чк, чн, чт; щн, нч; проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова; непроверяемые
гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре
учебника); прописная буква в именах, отчествах, фамилиях людей,















кличках животных, географических названиях; раздельное написание
предлогов с именами существительными, разделительный мягкий
знак;
правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и
предложения, тексты объёмом не более 50 слов;
писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова,
предложения, тексты объёмом не более 45 слов с учётом изученных
правил правописания;
находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;
пользоваться
толковым,
орфографическим,
орфоэпическим
словарями учебника;
строить устное диалогическое и монологическое высказывание (2-4
предложения на определённую тему, по наблюдениям) с
соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации;
формулировать простые выводы на основе прочитанного
(услышанного) устно и письменно (1-2 предложения);
составлять предложения из слов, устанавливая между ними
смысловую связь по вопросам;
определять тему текста и озаглавливать текст, отражая его тему;
составлять текст из разрозненных предложений, частей текста;
писать подробное изложение повествовательного текста объёмом 3045 слов с опорой на вопросы;
объяснять своими словами значение изученных понятий;
использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 2 КЛАСС
№ п/п

Наименование разделов
и тем программы

Количество часов
Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

https://resh.edu.ru/

1

Общие сведения о языке

1

0,25

2

Фонетика и графика

6

1,5

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main

3

Лексика

10

2, 5

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main

4

Состав слова

14

3,5

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main

5

Морфология

19

4, 75

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main

6

Синтаксис

8

2

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main

7

Орфография и
пунктуация

50

8

Развитие речи

30

8

10.5
7. 75

Резервное время

32

4

7, 25

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

170

12

40

https://resh.edu.ru/
https://resh.edu.ru/

ПО ПРОГРАММЕ

ВАРИАНТ 1. ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ УЧЕБНИКИ «РУССКИЙ
ЯЗЫК. 1-4 КЛАСС. (АВТОРЫ В.П. КАНАКИНА, В.Г.ГОРЕЦКИЙ)
2 КЛАСС
№
п/п

Количество часов
Тема урока

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

1

Язык как явление
национальной культуры.
Многообразие языкового
пространства России и
мира. Наша речь и наш
язык

1

0

0,25

2

Диалогическая форма речи

1

0

0,25

3

Резервный урок по разделу
лексика: о происхождении
слов

1

0

0,25

4

Текст

1

5

Признаки текста:
смысловое единство
предложений в тексте;
последовательность
предложений в тексте;

1

0,25

0

0,25

Дата
изучения

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

https://resh.edu.ru/
02.09.2024

03.09.2024

04.09.2024

05.09.2024

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main

06.09.2024

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main

выражение в тексте
законченной мысли
6

Тема текста

1

0

0,25

7

Основная мысль

1

0

0,25

8

Заглавие текста

1

0

0,25

9

Подбор заголовков к
предложенным текстам

1

0

0,25

10

Отработка умения
подбирать заголовки к
предложенным текстам.
Отражение в заголовке
темы или основной мысли
текста

1

0

0,25

11

Последовательность
частей текста (абзацев).
Абзац. Красная строка

1

0

0,25

12

Корректирование текстов с
нарушенным порядком
предложений. Тренинг

1

0

0,25

13

Отработка умения
корректировать тексты с
нарушенным порядком

1

0

0,25

09.09.2024

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main

10.09.2024

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main

11.09.2024

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main

12.09.2024

13.09.2024

16.09.2024

17.09.2024

18.09.2024

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main

предложений
14

Корректирование текстов с
нарушенным порядком
абзацев

1

0

0,25

15

Отработка умения
корректировать тексты с
нарушенным порядком
абзацев

1

0

0,25

16

Предложение как единица
языка

1

0

0,25

23.09.2024

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main

17

Предложение и слово

1

0

0,25

24.09.2024

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main

18

Связь слов в предложении

1

0

0,25

25.09.2024

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main

19

Виды предложений по
цели высказывания

1

0

0,25

26.09.2024

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main

20

Восклицательные и
невосклицательные
предложения

1

0

0,25

27.09.2024

21

Повествовательные,
вопросительные,
побудительные
предложения

1

0

0,25

30.09.2024

22

Наблюдение за
выделением в устной речи

1

0

0,25

01.10.2024

19.09.2024

20.09.2024

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main

одного из слов
предложения (логическое
ударение)

23

Резервный урок по разделу
синтаксис: наблюдение за
главными и
второстепенными членами
предложения

1

0

0,25

02.10.2024

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main

24

Резервный урок по разделу
синтаксис: установление
связи слов в предложении

1

0

0,25

03.10.2024

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main

25

Предложение:
систематизация знаний

1

0

0,25

04.10.2024

26

Слово и его значение

1

0

0,25

07.10.2024

27

Значение слова в словаре.
Уточняем значение слова
самостоятельно, по тексту
или с помощью толкового
словаря

1

0

0,25

08.10.2024

28

Однозначные и
многозначные слова

1

0

0,25

09.10.2024

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main

29

Значение слова в словаре и
тексте

1

0

0,25

10.10.2024

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main

30

Многозначные слова.
Прямое и переносное

1

0

0,25

11.10.2024

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main

значение слова
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main

31

Синонимы

1

0

0,25

14.10.2024

32

Синонимы в тексте

1

0

0,25

15.10.2024

33

Антонимы

1

0

0,25

16.10.2024

34

Наблюдение за
использованием
антонимов

1

0

0,25

17.10.2024

35

Резервный урок по разделу
лексика: работаем с
толковым словарем

1

0

0,25

18.10.2024

36

Обобщение знаний по
разделу «Лексика»

1

0

0,25

21.10.2024

37

Резервный урок по разделу
лексика: проверочная
работа

1

1

0

22.10.2024

38

Однокоренные
(родственные) слова.
Корень слова

1

0

0,25

23.10.2024

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main

39

Признаки однокоренных
(родственных) слов.
Корень слова

1

0

0,25

24.10.2024

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main

40

Корень как часть слова

1

0

0,25

25.10.2024

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main

41

Корень как общая часть
родственных слов

1

0

0,25

05.11.2024

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main

42

Корень слова: обобщение
знаний

1

0

0,25

06.11.2024

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main

43

Окончание как изменяемая
часть слова

1

0

0,25

07.11.2024

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main

44

Изменение формы слова с
помощью окончания

1

0

0,25

08.11.2024

45

Различение изменяемых и
неизменяемых слов

1

0

0,25

11.11.2024

46

Резервный урок по разделу
состав слова: нулевое
окончание (наблюдение)

1

0

0,25

12.11.2024

47

Суффикс как часть слова

1

0

0,25

13.11.2024

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main

48

Приставка как часть слова
(наблюдение)

1

0

0,25

14.11.2024

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main

49

Роль суффиксов и
приставок

1

0

0,25

15.11.2024

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main

50

Состав слова:
систематизация знаний

1

0

0,25

18.11.2024

51

Состав слова: обобщение

1

0

0,25

19.11.2024

52

Резервный урок по разделу
состав слова: Тренинг.
Нахождение

1

0

0,25

20.11.2024

однокоренных слов.
Выделение корня

53

Резервный урок по разделу
состав слова: как
образуются слова
(наблюдение)

1

0

0,25

21.11.2024

54

Суффикс как часть слова:
наблюдение за значением

1

0

0,25

22.11.2024

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main

55

Деление слов на слоги.
Использование знания
алфавита при работе со
словарями

1

0

0,25

25.11.2024

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main

56

Перенос слов по слогам

1

0

0,25

26.11.2024

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main

57

Перенос слов по слогам:
закрепление

1

0

0,25

27.11.2024

58

Различение звуков и букв.
Различение ударных и
безударных гласных
звуков

1

0

0,25

28.11.2024

59

Составление устного
рассказа по репродукции
картины З. Серебряковой
"За обедом"

1

0

0,25

29.11.2024

60

Резервный урок по разделу

1

0

0,25

02.12.2024

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main

https://resh.edu.ru/

фонетика: различаем звуки
и буквы

https://uchi.ru/teachers/lk/main

61

Подробное изложение
повествовательного текста
объёмом 30—45 слов с
опорой на вопросы

1

0

0,25

03.12.2024

62

Правописание слов с
безударным гласным
звуком в корне

1

0

0,25

04.12.2024

63

Единообразное написание
гласных в корне

1

0

0,25

05.12.2024

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main

64

Способы проверки
написания буквы,
обозначающей безударный
гласный звук в корне слова

1

0

0,25

06.12.2024

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main

65

Обозначение буквой
безударного гласного
звука в корне слова

1

0

0,25

09.12.2024

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main

66

Правописание слов с
безударным гласным
звуком в корне:
закрепление

1

0

0,25

10.12.2024

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main

67

Объяснительный диктант:
учимся обозначать
безударные гласные в

1

0

0,25

11.12.2024

корне слова
68

Непроверяемые гласные в
корне слова

1

0

0,25

12.12.2024

69

Правописание слов с
проверяемыми и
непроверяемыми
безударными гласными в
корне слова

1

0

0,25

13.12.2024

70

Списывание текста.
Словарный диктант

1

1

0

16.12.2024

71

Отработка правописания
слов с орфограммами в
значимых частях слов

1

0

0,25

17.12.2024

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main

72

Парные и непарные по
твёрдости - мягкости
согласные звуки.
Согласный звук [й'] и
буква И краткое. Твёрдые
и мягкие согласные звуки
и буквы для их
обозначения

1

0

0,25

18.12.2024

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main

73

Знакомство с жанром
поздравления

1

0

0,25

19.12.2024

74

Функции мягкого знака

1

0

0,25

20.12.2024

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main

75

Резервный урок по разделу
фонетика: учимся
характеризовать звуки

1

0

0,25

23.12.2024

76

Выбор языковых средств
для ответа на заданный
вопрос при работе в паре
(группе)

1

0

0,25

24.12.2024

77

Выбор языковых средств
для выражения
собственного мнения при
работе в паре (группе)

1

0

0,25

25.12.2024

78

Повторение алгоритма
списывания текста

1

0

0,25

13.01.2025

79

Диктант на изученные
правила (безударные
гласные в корне слова)

1

1

0

26.12.2024

80

Работа над ошибками,
допущенными в диктанте

1

0

0,25

27.12.2024

81

Резервный урок по разделу
орфография: тренинг
"Знаки препинания в конце
предложения" с
использованием
электронных
образовательных ресурсов

1

0

0,25

14.01.2025

82

Резервный урок по разделу
орфография: тренинг
"Слог. Перенос слов" с
использованием
электронных
образовательных ресурсов

1

0

0,25

15.01.2025

83

Резервный урок по разделу
орфография:
использование
орфографического словаря
учебника для определения
(уточнения) написания
слова

1

0

0,25

16.01.2025

84

Сочетания чк, чн, чт, щн,
нч

1

0

0,25

17.01.2025

85

Выбор языковых средств
для ведения разговора:
начать, поддержать,
закончить разговор,
привлечь внимание и т. п.
при работе в паре (группе)

1

0

0,25

20.01.2025

86

Гласные после шипящих в
сочетаниях жи, ши (в
положении под ударением)

1

0

0,25

21.01.2025

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main

87

Гласные после шипящих в
сочетаниях ча, ща, чу, щу

1

0

0,25

22.01.2025

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main

88

Диктант на изученные
правила (гласные после
шипящих, сочетания чк,
чн, чт)

1

1

0

23.01.2025

89

Резервный урок по разделу
развитие речи: составление
текста по рисунку на тему
"День рождения"

1

0

0,25

24.01.2025

90

Парные и непарные по
звонкости - глухости
согласные звуки

1

0

0,25

27.01.2025

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main

91

Правописание слов с
парным по звонкостиглухости согласным в
корне слова

1

0

0,25

28.01.2025

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main

92

Обозначение парных по
звонкости-глухости
согласных в корне слова

1

0

0,25

29.01.2025

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main

93

Способы проверки
согласных в корне слова

1

0

0,25

30.01.2025

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main

94

Отработка правописания
слов с парным по глухости
звонкости согласным в
корне слова

1

0

0,25

31.01.2025

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main

95

Учимся писать буквы

1

0

0,25

03.02.2025

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main

согласных в корне слова
96

Объяснительный диктант:
учимся писать буквы
согласных в корне слова

1

0

0,25

04.02.2025

97

Учимся писать буквы
гласных и согласных в
корне слова

1

0

0,25

05.02.2025

98

Различные способы
решения орфографической
задачи в зависимости от
места орфограммы в слове.
Тренинг "Правописание
парных по глухостизвонкости согласны
хзвуков в корне слова" с
использованием
электронных
образовательных ресурсов

1

0

0,25

06.02.2025

99

Подробное изложение
повествовательного текста
объёмом 30—45 слов с
опорой на вопросы

1

0

0,25

07.02.2025

100

Списывание текста.
Словарный диктант

1

1

0

10.02.2025

101

Использование на письме

1

0

0,25

11.02.2025

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main

разделительных ъ и ь
102

Правописание слов с
разделительным мягким
знаком

1

0

0,25

12.02.2025

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main

103

Отработка правописания
слов с разделительным
мягким знаком

1

0

0,25

13.02.2025

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main

104

Отработка правописания
слов с разделительным
мягким знаком и другими
изученными
орфограммами

1

0

0,25

14.02.2025

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main

105

Отработка способов
решения орфографической
задачи в зависимости от
места орфограммы в слове.
Тренинг "Правописание
слов с разделительным
мягким знаком" с
использованием
электронных
образовательных ресурсов

1

0

0,25

17.02.2025

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main

106

Повторение правописания
слов с орфограммами в
значимых частях слов

1

0

0,25

18.02.2025

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main

107

Списывание текста.
Словарный диктант

1

1

0

19.02.2025

108

Имя существительное как
часть речи

1

0

0,25

20.02.2025

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main

109

Имя существительное:
употребление в речи

1

0

0,25

21.02.2025

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main

110

Имя существительное:
значение

1

0

0,25

24.02.2025

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main

111

Имя существительное :
вопросы («кто?», «что?»)

1

0

0,25

25.02.2025

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main

112

Употребление прописной и
строчной буквы

1

0

0,25

26.02.2025

113

Составление устного
рассказа по репродукции
картины И. Шишкина
"Утро в сосновом лесу"

1

0

0,25

27.02.2025

114

Прописная буква в именах
собственных: имена,
фамилии, отчества людей,
клички животных

1

0

0,25

28.02.2025

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main

115

Прописная буква в именах
собственных:
географические названия

1

0

0,25

03.03.2025

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main

116

Составление устного
рассказа с опорой на

1

0

0,25

04.03.2025

личные наблюдения и
вопросы: составление
текста о своем любимом
домашнем питомце по
вопросам
117

Имя существительное:
изменение по числам

1

0

0,25

05.03.2025

118

Число имён
существительных

1

0

0,25

06.03.2025

119

Резервный урок по разделу
морфология: изменение по
числам имен
существительных

1

0

0,25

07.03.2025

120

Объяснительный диктант
на изученные правила
(орфограммы корня,
прописная буква и др.)

1

0

0,25

10.03.2025

121

Глагол как часть речи

1

0

0,25

11.03.2025

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main

122

Глагол: значение. Для чего
нужны глаголы в нашей
речи?

1

0

0,25

12.03.2025

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main

123

Глагол: вопросы «что
делать?», «что сделать?» и
др.

1

0

0,25

13.03.2025

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main

124

Единственное и
множественное число
глаголов

1

0

0,25

14.03.2025

125

Резервный урок по разделу
развитие речи:
Составление текста на
тему пословицы

1

0

0,25

17.03.2025

126

Текст-повествование

1

0

0,25

18.03.2025

127

Особенности текстовповествований

1

0

0,25

19.03.2025

128

Резервный урок по разделу
развитие речи: учимся
сочинять текстповествование.
Составление текстаповествования на тему
"Как приготовить салат"

1

0

0,25

20.03.2025

129

Обобщение знаний о
глаголе

1

0

0,25

21.03.2025

130

Резервный урок по разделу
морфология. Тренинг.
Отработка темы "Глагол"

1

0

0,25

31.03.2025

131

Диктант на изученные
правила (орфограммы
корня)

1

1

0

03.04.2025

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main

132

Работа над ошибками,
допущенными в диктанте

1

0

0,25

04.04.2025

133

Имя прилагательное как
часть речи

1

0

0,25

01.04.2025

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main

134

Имя прилагательное:
значение

1

0

0,25

02.04.2025

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main

135

Обобщение знаний об
имени прилагательном

1

0

0,25

07.04.2025

136

Резервный урок по разделу
морфология: роль имён
прилагательных в тексте.
Единственное и
множественное число имен
прилагательных

1

0

0,25

08.04.2025

137

Связь имени
прилагательного с именем
существительным

1

0

0,25

09.04.2025

138

Текст-описание

1

0

0,25

10.04.2025

139

Резервный урок по разделу
развитие речи: составление
текста (рассказа или
сказки) на тему
"Путешествие снежинки на
землю"

1

0

0,5

11.04.2025

140

Особенности текстов-

1

0

0,25

14.04.2025

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main

описаний

141

Резервный урок по разделу
развитие речи: учимся
сочинять текст-описание.
Составление текстаописания натюрморта

1

0

0,25

15.04.2025

142

Диктант на изученные
орфограммы в корне слова

1

1

0

16.04.2025

143

Работа над ошибками,
допущенными в диктанте

1

0

0,25

17.04.2025

144

Резервный урок по разделу
развитие речи:
Составление текста о
своем любимом домашнем
питомце по вопросам

1

0

0,25

18.04.2025

145

Резервный урок по разделу
развитие речи: составление
текста по рисунку с
включением в него
диалога. Практикум по
овладению диалогической
речью

1

0

0,25

21.04.2025

146

Текст-рассуждение

1

0

0,25

22.04.2025

147

Особенности текстоврассуждений

1

0

0,25

23.04.2025

148

Предлог. Отличие
предлогов от приставок

1

0

0,25

24.04.2025

149

Наиболее
распространённые
предлоги: в, на, из, без,
над, до, у, о, об и др.

1

0

0,25

25.04.2025

150

Раздельное написание
предлогов с именами
существительными

1

0

0,25

28.04.2025

151

Раздельное написание
предлогов с именами
существительными:
закрепление

1

0

0,25

29.04.2025

152

Части речи: обобщение.
Тренинг

1

0

0,25

30.04.2025

153

Умение договариваться и
приходить к общему
решению в совместной
деятельности при
проведении парной и
групповой работы

1

0

0,25

05.05.2025

154

Резервный урок по разделу
морфология: части речи.
Тренинг

1

0

0,25

06.05.2025

155

Различение текстов-

1

0

0,25

07.05.2025

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main

описаний и текстовповествований

156

Резервный урок по разделу
морфология. Тренинг.
Отработка темы
"Предлоги"

1

0

0,25

08.05.2025

157

Части речи:
систематизация знаний

1

0

0,25

12.05.2025

158

Резервный урок по разделу
морфология: роль имён
существительных в тексте

1

0

0,25

13.05.2025

159

Резервный урок по разделу
морфология: роль глаголов
в тексте

1

0

0,25

14.05.2025

160

Правописание слов с
орфограммами в значимых
частях слов:
систематизация

1

0

0,25

15.05.2025

161

Правописание слов с
орфограммами в значимых
частях слов: обобщение

1

0

0,25

16.05.2025

162

Резервный урок по разделу
развитие речи:
проверочная работа

1

1

0

17.05.2025

163

Резервный урок по разделу

1

0

0,25

18.05.2025

https://resh.edu.ru/

орфография: отработка
орфограмм, вызывающих
трудности. Тренинг
"Правописание имен
собственных" с
использованием
электронных
образовательных ресурсов

https://uchi.ru/teachers/lk/main

164

Резервный урок по разделу
орфография
Орфографическая зоркость
как осознание места
возможного
возникновения
орфографической ошибки:
наблюдение за
правописанием суффиксов
имён существительных;
правописание парных по
глухости-звонкости
согласны звуков в корне
слова (с использованием
электронных
образовательных ресурсов)

1

0

0,25

19.05.2025

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main

165

Резервный урок по разделу
орфография.

1

0

0,25

20.05.2025

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main

Орфографическая зоркость
как осознание места
возможного
возникновения
орфографической ошибки:
наблюдение за
правописанием суффиксов
имен прилагательных;
правописание слов с
разделительным мягким
знаком (с использованием
электронных
образовательных ресурсов)

166

Резервный урок по разделу
орфография.
Орфографическая зоркость
как осознание места
возможного
возникновения
орфографической ошибки:
наблюдение за
правописанием приставок;
правописание
буквосочетаний с
шипящими звуками (с
использованием

1

0

0,25

22.05.2025

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main

электронных
образовательных ресурсов)

167

Резервный урок по разделу
орфография: отработка
орфограмм, вызывающих
трудности. Контроль
"Правописание
буквосочетаний с
шипящими звуками" с
использованием
электронных
образовательных ресурсов

1

0

0,25

22.05.2025

168

Резервный урок по разделу
орфография: проверочная
работа

1

1

0

23.05.2025

169

Резервный урок по разделу
орфография: проверочная
работа

1

1

0

23.05.2025

170

Контрольный диктант

1

1

0

21.05.2025

170

12

40

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Русский язык, 2 класс/ Канакина В.П., Горецкий В.Г., Акционерное
общество «Издательство «Просвещение»

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Канакина В.П. Русский язык : 2 класс : методические рекомендации : —
Москва: Просвещение, 2024

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ

РЭШ https://resh.edu.ru/
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://schoolcollection.edu.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».