ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» (предметная
область «Русский язык и литературное чтение») на уровне начального
общего образования составлена на основе Требований к результатам
освоения программы начального общего образования Федерального
государственного
образовательного
стандарта
начального
общего
образования (далее – ФГОС НОО), Федеральной образовательной программы
начального общего образования (далее – ФОП НОО), Федеральной рабочей
программы по учебному предмету «Русский язык» (далее – ФРП «Русский
язык»), а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в
федеральной рабочей программе воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ
ЯЗЫК»
На уровне начального общего образования изучение русского языка
имеет особое значение в развитии обучающегося. Приобретённые знания,
опыт выполнения предметных и универсальных учебных действий на
материале русского языка станут фундаментом обучения на уровне
основного общего образования, а также будут востребованы в жизни.
Русский язык как средство познания действительности обеспечивает
развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся,
формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных
текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности. Изучение русского
языка является основой всего процесса обучения на уровне начального
общего образования, успехи в изучении этого предмета во многом
определяют результаты обучающихся по другим учебным предметам.
Русский язык обладает значительным потенциалом в развитии
функциональной грамотности обучающихся, особенно таких её компонентов,
как языковая, коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная
грамотность.
Первичное знакомство с системой русского языка, богатством его
выразительных возможностей, развитие умения правильно и эффективно
использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения
способствуют успешной социализации обучающегося. Русский язык,
выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает
межличностное и социальное взаимодействие, способствует формированию
самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством
хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского
народа и других народов России. Свободное владение языком, умение
выбирать нужные языковые средства во многом определяют возможность
адекватного самовыражения взглядов, мыслей, чувств, проявления себя в
различных жизненно важных для человека областях.
Изучение русского языка обладает огромным потенциалом присвоения
традиционных социокультурных и духовно-нравственных ценностей,
принятых в обществе правил и норм поведения, в том числе речевого, что
способствует формированию внутренней позиции личности. Личностные
достижения обучающегося непосредственно связаны с осознанием языка как
явления национальной культуры, пониманием связи языка и мировоззрения
народа. Значимыми личностными результатами являются развитие
устойчивого познавательного интереса к изучению русского языка,
формирование ответственности за сохранение чистоты русского языка.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:
1) приобретение обучающимися первоначальных представлений о
многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о
языке как одной из главных духовнонравственных ценностей народа;
понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения
русского языка как государственного языка Российской Федерации;
понимание роли русского языка как языка межнационального общения;
осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей
культуры человека;
2) овладение основными видами речевой деятельности на основе
первоначальных представлений о нормах современного русского
литературного языка: аудирование, говорение, чтение, письмо;
3) овладение первоначальными научными представлениями о системе
русского языка: фонетика, графика, лексика, морфемика, морфология и
синтаксис; об основных единицах языка, их признаках и особенностях
употребления в речи; использование в речевой деятельности норм
современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических,
грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
4) использование в речевой деятельности норм современного русского
литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических,
орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
5) развитие функциональной грамотности, готовности к успешному
взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному
образованию.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых
результатов обучения русскому языку является признание равной
значимости работы по изучению системы языка и работы по
совершенствованию речи обучающихся. Языковой материал призван
сформировать первоначальные представления о структуре русского языка,
способствовать
усвоению
норм
русского
литературного
языка,
орфографических и пунктуационных правил.
Развитие устной и письменной речи обучающихся направлено на
решение практической задачи развития всех видов речевой деятельности,
отработку навыков использования усвоенных норм русского литературного
языка, речевых норм и правил речевого этикета в процессе устного и
письменного общения.
Ряд задач по совершенствованию речевой деятельности решаются
совместно с учебным предметом «Литературное чтение».
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
Общее число часов, отведённых на изучение «Русского языка» во 2 классе,
- 170 ч.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Общие сведения о языке
Язык как основное средство человеческого общения и явление
национальной культуры. Первоначальные представления о многообразии
языкового пространства России и мира. Методы познания языка:
наблюдение, анализ.
Фонетика и графика
Смыслоразличительная функция звуков; различение звуков и букв;
различение ударных и безударных гласных звуков, согласного звука [й’] и
гласного звука [и], твёрдых и мягких согласных звуков, звонких и глухих
согласных звуков; шипящие согласные звуки [ж], [ш], [ч’], [щ’]; обозначение
на письме твёрдости и мягкости согласных звуков, функции букв е, ё, ю, я
(повторение изученного в 1 классе).
Парные и непарные по твёрдости ‑ мягкости согласные звуки.
Парные и непарные по звонкости ‑ глухости согласные звуки.
Качественная характеристика звука: гласный ‑ согласный; гласный
ударный ‑ безударный; согласный твёрдый ‑ мягкий, парный ‑ непарный;
согласный звонкий ‑ глухой, парный ‑ непарный.
Функции ь: показатель мягкости предшествующего согласного в конце
и в середине слова; разделительный. Использование на письме
разделительных ъ и ь.
Соотношение звукового и буквенного состава в словах с буквами е, ё, ю,
я (в начале слова и после гласных).
Деление слов на слоги (в том числе при стечении согласных).
Использование знания алфавита при работе со словарями.
Небуквенные графические средства: пробел между словами, знак
переноса, абзац (красная строка), пунктуационные знаки (в пределах
изученного).
Орфоэпия
Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в
соответствии с нормами современного русского литературного языка (на
ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике). Использование
отработанного перечня слов (орфоэпического словаря учебника) для решения
практических задач.
Лексика
Слово как единство звучания и значения. Лексическое значение слова
(общее представление). Выявление слов, значение которых требует
уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с
помощью толкового словаря.
Однозначные и многозначные слова (простые случаи, наблюдение).
Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов.
Состав слова (морфемика)
Корень как обязательная часть слова. Однокоренные (родственные)
слова. Признаки однокоренных (родственных) слов. Различение
однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с
омонимичными корнями. Выделение в словах корня (простые случаи).
Окончание как изменяемая часть слова. Изменение формы слова с
помощью окончания. Различение изменяемых и неизменяемых слов.
Суффикс как часть слова (наблюдение). Приставка как часть слова
(наблюдение).
Морфология
Имя существительное (ознакомление): общее значение, вопросы
(«кто?», «что?»), употребление в речи.
Глагол (ознакомление): общее значение, вопросы («что делать?», «что
сделать?» и другие), употребление в речи.
Имя прилагательное (ознакомление): общее значение, вопросы
(«какой?», «какая?», «какое?», «какие?»), употребление в речи.
Предлог. Отличие предлогов от приставок. Наиболее распространённые
предлоги: в, на, из, без, над, до, у, о, об и другое.
Синтаксис
Порядок слов в предложении; связь слов в предложении (повторение).
Предложение как единица языка. Предложение и слово. Отличие
предложения от слова. Наблюдение за выделением в устной речи одного из
слов предложения (логическое ударение).
Виды предложений по цели высказывания: повествовательные,
вопросительные, побудительные предложения.
Виды предложений по эмоциональной окраске (по интонации):
восклицательные и невосклицательные предложения.
Орфография и пунктуация
Прописная буква в начале предложения и в именах собственных (имена
и фамилии людей, клички животных); знаки препинания в конце
предложения; перенос слов со строки на строку (без учёта морфемного
членения слова); гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении
под ударением), ча, ща, чу, щу; сочетания чк, чн (повторение правил
правописания, изученных в 1 классе).
Орфографическая зоркость как осознание места возможного
возникновения орфографической ошибки. Понятие орфограммы. Различные
способы решения орфографической задачи в зависимости от места
орфограммы в слове. Использование орфографического словаря учебника
для определения (уточнения) написания слова. Контроль и самоконтроль при
проверке собственных и предложенных текстов.
Правила правописания и их применение:
разделительный мягкий знак;
сочетания чт, щн, нч;
проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом
словаре учебника);
прописная буква в именах собственных: имена, фамилии, отчества
людей, клички животных, географические названия;
раздельное написание предлогов с именами существительными.
Развитие речи
Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями устного
общения для эффективного решения коммуникативной задачи (для ответа на
заданный вопрос, для выражения собственного мнения). Умение вести
разговор (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и
другое). Практическое овладение диалогической формой речи. Соблюдение
норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и
бытового общения. Умение договариваться и приходить к общему решению
в совместной деятельности при проведении парной и групповой работы.
Составление устного рассказа по репродукции картины. Составление
устного рассказа с опорой на личные наблюдения и на вопросы.
Текст. Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте;
последовательность предложений в тексте; выражение в тексте законченной
мысли. Тема текста. Основная мысль. Заглавие текста. Подбор заголовков к
предложенным текстам. Последовательность частей текста (абзацев).
Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности
(первичное ознакомление).
Поздравление и поздравительная открытка.
Понимание текста: развитие умения формулировать простые выводы на
основе информации, содержащейся в тексте. Выразительное чтение текста
вслух с соблюдением правильной интонации.
Подробное изложение повествовательного текста объёмом 30-45 слов с
опорой на вопросы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение русского языка на уровне начального общего образования
направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и
предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе
через изучение русского языка, отражающего историю и культуру
страны;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской
идентичности, понимание роли русского языка как государственного
языка Российской Федерации и языка межнационального общения
народов России;
осознание своей сопричастности к прошлому, настоящему и
будущему своей страны и родного края, в том числе через
обсуждение ситуаций при работе с текстами на уроках русского
языка;
проявление уважения к своему и другим народам, формируемое в
том числе на основе примеров из текстов, с которыми идёт работа на
уроках русского языка;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о
правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о
нравственноэтических нормах поведения и правилах межличностных
отношений, в том числе отражённых в текстах, с которыми идёт
работа на уроках русского языка;
духовно-нравственного воспитания:
осознание языка как одной из главных духовно-нравственных
ценностей народа;
признание индивидуальности каждого человека с опорой на
собственный жизненный и читательский опыт;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том
числе с использованием адекватных языковых средств для
выражения своего состояния и чувств;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение
физического и морального вреда другим людям (в том числе
связанного с использованием недопустимых средств языка);
эстетического воспитания:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре,
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству
своего и других народов;
стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности
русского языка как средства общения и самовыражения;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде
дополнительной информации в процессе языкового образования;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью,
проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого
самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил
общения;
трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе
благодаря примерам из текстов, с которыми идёт работа на уроках
русского языка), интерес к различным профессиям, возникающий
при обсуждении примеров из текстов, с которыми идёт работа на
уроках русского языка;
экологического воспитания:
бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с
текстами;
неприятие действий, приносящих вред природе;
ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира, в том числе
первоначальные представления о системе языка как одной из
составляющих целостной научной картины мира;
познавательные
интересы,
активность,
инициативность,
любознательность и самостоятельность в познании, в том числе
познавательный интерес к изучению русского языка, активность и
самостоятельность в его познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения русского языка на уровне начального общего
образования у обучающегося будут сформированы познавательные
универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные
действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная
деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова,
предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения
языковых единиц (частеречная принадлежность, грамматический
признак, лексическое значение и другое); устанавливать аналогии
языковых единиц;
объединять объекты (языковые единицы) по определённому
признаку;
определять существенный признак для классификации языковых
единиц
(звуков,
частей
речи,
предложений,
текстов);
классифицировать языковые единицы;
находить в языковом материале закономерности и противоречия на
основе
предложенного
учителем
алгоритма
наблюдения;
анализировать алгоритм действий при работе с языковыми
единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе
языковых единиц;
выявлять недостаток информации для решения учебной и
практической задачи на основе предложенного алгоритма,
формулировать запрос на дополнительную информацию;
устанавливать причинноследственные связи в ситуациях наблюдения
за языковым материалом, делать выводы.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые
исследовательские действия как часть познавательных универсальных
учебных действий:
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения
языкового объекта, речевой ситуации;
сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать
наиболее целесообразный (на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану несложное лингвистическое
миниисследование, выполнять по предложенному плану проектное
задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на
основе результатов проведённого наблюдения за языковым
материалом
(классификации,
сравнения,
исследования);
формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа
предложенного языкового материала;
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с
информацией как часть познавательных универсальных учебных
действий:
выбирать источник получения информации: нужный словарь для
получения запрашиваемой информации, для уточнения;
согласно заданному алгоритму находить представленную в явном
виде информацию в предложенном источнике: в словарях,
справочниках;
распознавать
достоверную
и
недостоверную
информацию
самостоятельно или на основании предложенного учителем способа
её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников,
родителей, законных представителей) правила информационной
безопасности при поиске информации в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» (информации о написании и
произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о
синонимах слова);
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей;
понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде
таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для
представления лингвистической информации.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как
часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать
правила ведения диалоги и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной
задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование) в соответствии с речевой ситуацией;
готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и
групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного
миниисследования, проектного задания;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к
тексту выступления.
У
обучающегося
будут
сформированы
следующие
умения
самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных
действий:
планировать действия по решению учебной задачи для получения
результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
У
обучающегося
будут
сформированы
следующие
умения
самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных
действий:
устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и
орфографических ошибок;
соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей
по выделению, характеристике, использованию языковых единиц;
находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом,
находить орфографическую и пунктуационную ошибку;
сравнивать результаты своей деятельности и деятельности
одноклассников, объективно оценивать их по предложенным
критериям.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной
деятельности:
формулировать
краткосрочные
и
долгосрочные
цели
(индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в
стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем
формата планирования, распределения промежуточных шагов и
сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить
действия по её достижению: распределять роли, договариваться,
обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять
готовность
руководить,
выполнять
поручения,
подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания
предложенные образцы.
с
опорой
на
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения во втором классе обучающийся научится:
осознавать язык как основное средство общения;
характеризовать согласные звуки вне слова и в слове по заданным
параметрам: согласный парный (непарный) по твёрдости (мягкости);
согласный парный (непарный) по звонкости (глухости);
определять количество слогов в слове; делить слово на слоги (в том
числе слова со стечением согласных);
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава слова, в
том числе с учётом функций букв е, ё, ю, я;
обозначать на письме мягкость согласных звуков буквой мягкий знак
в середине слова;
находить однокоренные слова;
выделять в слове корень (простые случаи);
выделять в слове окончание;
выявлять в тексте случаи употребления многозначных слов,
понимать их значения и уточнять значение по учебным словарям;
выявлять случаи употребления синонимов и антонимов (без
называния терминов);
распознавать слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?»;
распознавать слова, отвечающие на вопросы «что делать?», «что
сделать?» и другие;
распознавать слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?»,
«какое?», «какие?»;
определять вид предложения по цели высказывания и по
эмоциональной окраске;
находить место орфограммы в слове и между словами на изученные
правила;
применять изученные правила правописания, в том числе: сочетания
чк, чн, чт; щн, нч; проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова; непроверяемые
гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре
учебника); прописная буква в именах, отчествах, фамилиях людей,
кличках животных, географических названиях; раздельное написание
предлогов с именами существительными, разделительный мягкий
знак;
правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и
предложения, тексты объёмом не более 50 слов;
писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова,
предложения, тексты объёмом не более 45 слов с учётом изученных
правил правописания;
находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;
пользоваться
толковым,
орфографическим,
орфоэпическим
словарями учебника;
строить устное диалогическое и монологическое высказывание (2-4
предложения на определённую тему, по наблюдениям) с
соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации;
формулировать простые выводы на основе прочитанного
(услышанного) устно и письменно (1-2 предложения);
составлять предложения из слов, устанавливая между ними
смысловую связь по вопросам;
определять тему текста и озаглавливать текст, отражая его тему;
составлять текст из разрозненных предложений, частей текста;
писать подробное изложение повествовательного текста объёмом 3045 слов с опорой на вопросы;
объяснять своими словами значение изученных понятий;
использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 2 КЛАСС
№ п/п
Наименование разделов
и тем программы
Количество часов
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
https://resh.edu.ru/
1
Общие сведения о языке
1
0,25
2
Фонетика и графика
6
1,5
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main
3
Лексика
10
2, 5
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main
4
Состав слова
14
3,5
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main
5
Морфология
19
4, 75
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main
6
Синтаксис
8
2
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main
7
Орфография и
пунктуация
50
8
Развитие речи
30
8
10.5
7. 75
Резервное время
32
4
7, 25
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
170
12
40
https://resh.edu.ru/
https://resh.edu.ru/
ПО ПРОГРАММЕ
ВАРИАНТ 1. ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ УЧЕБНИКИ «РУССКИЙ
ЯЗЫК. 1-4 КЛАСС. (АВТОРЫ В.П. КАНАКИНА, В.Г.ГОРЕЦКИЙ)
2 КЛАСС
№
п/п
Количество часов
Тема урока
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
1
Язык как явление
национальной культуры.
Многообразие языкового
пространства России и
мира. Наша речь и наш
язык
1
0
0,25
2
Диалогическая форма речи
1
0
0,25
3
Резервный урок по разделу
лексика: о происхождении
слов
1
0
0,25
4
Текст
1
5
Признаки текста:
смысловое единство
предложений в тексте;
последовательность
предложений в тексте;
1
0,25
0
0,25
Дата
изучения
Электронные цифровые
образовательные ресурсы
https://resh.edu.ru/
02.09.2024
03.09.2024
04.09.2024
05.09.2024
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main
06.09.2024
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main
выражение в тексте
законченной мысли
6
Тема текста
1
0
0,25
7
Основная мысль
1
0
0,25
8
Заглавие текста
1
0
0,25
9
Подбор заголовков к
предложенным текстам
1
0
0,25
10
Отработка умения
подбирать заголовки к
предложенным текстам.
Отражение в заголовке
темы или основной мысли
текста
1
0
0,25
11
Последовательность
частей текста (абзацев).
Абзац. Красная строка
1
0
0,25
12
Корректирование текстов с
нарушенным порядком
предложений. Тренинг
1
0
0,25
13
Отработка умения
корректировать тексты с
нарушенным порядком
1
0
0,25
09.09.2024
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main
10.09.2024
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main
11.09.2024
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main
12.09.2024
13.09.2024
16.09.2024
17.09.2024
18.09.2024
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main
предложений
14
Корректирование текстов с
нарушенным порядком
абзацев
1
0
0,25
15
Отработка умения
корректировать тексты с
нарушенным порядком
абзацев
1
0
0,25
16
Предложение как единица
языка
1
0
0,25
23.09.2024
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main
17
Предложение и слово
1
0
0,25
24.09.2024
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main
18
Связь слов в предложении
1
0
0,25
25.09.2024
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main
19
Виды предложений по
цели высказывания
1
0
0,25
26.09.2024
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main
20
Восклицательные и
невосклицательные
предложения
1
0
0,25
27.09.2024
21
Повествовательные,
вопросительные,
побудительные
предложения
1
0
0,25
30.09.2024
22
Наблюдение за
выделением в устной речи
1
0
0,25
01.10.2024
19.09.2024
20.09.2024
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main
одного из слов
предложения (логическое
ударение)
23
Резервный урок по разделу
синтаксис: наблюдение за
главными и
второстепенными членами
предложения
1
0
0,25
02.10.2024
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main
24
Резервный урок по разделу
синтаксис: установление
связи слов в предложении
1
0
0,25
03.10.2024
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main
25
Предложение:
систематизация знаний
1
0
0,25
04.10.2024
26
Слово и его значение
1
0
0,25
07.10.2024
27
Значение слова в словаре.
Уточняем значение слова
самостоятельно, по тексту
или с помощью толкового
словаря
1
0
0,25
08.10.2024
28
Однозначные и
многозначные слова
1
0
0,25
09.10.2024
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main
29
Значение слова в словаре и
тексте
1
0
0,25
10.10.2024
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main
30
Многозначные слова.
Прямое и переносное
1
0
0,25
11.10.2024
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main
значение слова
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main
31
Синонимы
1
0
0,25
14.10.2024
32
Синонимы в тексте
1
0
0,25
15.10.2024
33
Антонимы
1
0
0,25
16.10.2024
34
Наблюдение за
использованием
антонимов
1
0
0,25
17.10.2024
35
Резервный урок по разделу
лексика: работаем с
толковым словарем
1
0
0,25
18.10.2024
36
Обобщение знаний по
разделу «Лексика»
1
0
0,25
21.10.2024
37
Резервный урок по разделу
лексика: проверочная
работа
1
1
0
22.10.2024
38
Однокоренные
(родственные) слова.
Корень слова
1
0
0,25
23.10.2024
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main
39
Признаки однокоренных
(родственных) слов.
Корень слова
1
0
0,25
24.10.2024
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main
40
Корень как часть слова
1
0
0,25
25.10.2024
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main
41
Корень как общая часть
родственных слов
1
0
0,25
05.11.2024
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main
42
Корень слова: обобщение
знаний
1
0
0,25
06.11.2024
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main
43
Окончание как изменяемая
часть слова
1
0
0,25
07.11.2024
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main
44
Изменение формы слова с
помощью окончания
1
0
0,25
08.11.2024
45
Различение изменяемых и
неизменяемых слов
1
0
0,25
11.11.2024
46
Резервный урок по разделу
состав слова: нулевое
окончание (наблюдение)
1
0
0,25
12.11.2024
47
Суффикс как часть слова
1
0
0,25
13.11.2024
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main
48
Приставка как часть слова
(наблюдение)
1
0
0,25
14.11.2024
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main
49
Роль суффиксов и
приставок
1
0
0,25
15.11.2024
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main
50
Состав слова:
систематизация знаний
1
0
0,25
18.11.2024
51
Состав слова: обобщение
1
0
0,25
19.11.2024
52
Резервный урок по разделу
состав слова: Тренинг.
Нахождение
1
0
0,25
20.11.2024
однокоренных слов.
Выделение корня
53
Резервный урок по разделу
состав слова: как
образуются слова
(наблюдение)
1
0
0,25
21.11.2024
54
Суффикс как часть слова:
наблюдение за значением
1
0
0,25
22.11.2024
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main
55
Деление слов на слоги.
Использование знания
алфавита при работе со
словарями
1
0
0,25
25.11.2024
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main
56
Перенос слов по слогам
1
0
0,25
26.11.2024
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main
57
Перенос слов по слогам:
закрепление
1
0
0,25
27.11.2024
58
Различение звуков и букв.
Различение ударных и
безударных гласных
звуков
1
0
0,25
28.11.2024
59
Составление устного
рассказа по репродукции
картины З. Серебряковой
"За обедом"
1
0
0,25
29.11.2024
60
Резервный урок по разделу
1
0
0,25
02.12.2024
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main
https://resh.edu.ru/
фонетика: различаем звуки
и буквы
https://uchi.ru/teachers/lk/main
61
Подробное изложение
повествовательного текста
объёмом 30—45 слов с
опорой на вопросы
1
0
0,25
03.12.2024
62
Правописание слов с
безударным гласным
звуком в корне
1
0
0,25
04.12.2024
63
Единообразное написание
гласных в корне
1
0
0,25
05.12.2024
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main
64
Способы проверки
написания буквы,
обозначающей безударный
гласный звук в корне слова
1
0
0,25
06.12.2024
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main
65
Обозначение буквой
безударного гласного
звука в корне слова
1
0
0,25
09.12.2024
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main
66
Правописание слов с
безударным гласным
звуком в корне:
закрепление
1
0
0,25
10.12.2024
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main
67
Объяснительный диктант:
учимся обозначать
безударные гласные в
1
0
0,25
11.12.2024
корне слова
68
Непроверяемые гласные в
корне слова
1
0
0,25
12.12.2024
69
Правописание слов с
проверяемыми и
непроверяемыми
безударными гласными в
корне слова
1
0
0,25
13.12.2024
70
Списывание текста.
Словарный диктант
1
1
0
16.12.2024
71
Отработка правописания
слов с орфограммами в
значимых частях слов
1
0
0,25
17.12.2024
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main
72
Парные и непарные по
твёрдости - мягкости
согласные звуки.
Согласный звук [й'] и
буква И краткое. Твёрдые
и мягкие согласные звуки
и буквы для их
обозначения
1
0
0,25
18.12.2024
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main
73
Знакомство с жанром
поздравления
1
0
0,25
19.12.2024
74
Функции мягкого знака
1
0
0,25
20.12.2024
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main
75
Резервный урок по разделу
фонетика: учимся
характеризовать звуки
1
0
0,25
23.12.2024
76
Выбор языковых средств
для ответа на заданный
вопрос при работе в паре
(группе)
1
0
0,25
24.12.2024
77
Выбор языковых средств
для выражения
собственного мнения при
работе в паре (группе)
1
0
0,25
25.12.2024
78
Повторение алгоритма
списывания текста
1
0
0,25
13.01.2025
79
Диктант на изученные
правила (безударные
гласные в корне слова)
1
1
0
26.12.2024
80
Работа над ошибками,
допущенными в диктанте
1
0
0,25
27.12.2024
81
Резервный урок по разделу
орфография: тренинг
"Знаки препинания в конце
предложения" с
использованием
электронных
образовательных ресурсов
1
0
0,25
14.01.2025
82
Резервный урок по разделу
орфография: тренинг
"Слог. Перенос слов" с
использованием
электронных
образовательных ресурсов
1
0
0,25
15.01.2025
83
Резервный урок по разделу
орфография:
использование
орфографического словаря
учебника для определения
(уточнения) написания
слова
1
0
0,25
16.01.2025
84
Сочетания чк, чн, чт, щн,
нч
1
0
0,25
17.01.2025
85
Выбор языковых средств
для ведения разговора:
начать, поддержать,
закончить разговор,
привлечь внимание и т. п.
при работе в паре (группе)
1
0
0,25
20.01.2025
86
Гласные после шипящих в
сочетаниях жи, ши (в
положении под ударением)
1
0
0,25
21.01.2025
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main
87
Гласные после шипящих в
сочетаниях ча, ща, чу, щу
1
0
0,25
22.01.2025
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main
88
Диктант на изученные
правила (гласные после
шипящих, сочетания чк,
чн, чт)
1
1
0
23.01.2025
89
Резервный урок по разделу
развитие речи: составление
текста по рисунку на тему
"День рождения"
1
0
0,25
24.01.2025
90
Парные и непарные по
звонкости - глухости
согласные звуки
1
0
0,25
27.01.2025
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main
91
Правописание слов с
парным по звонкостиглухости согласным в
корне слова
1
0
0,25
28.01.2025
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main
92
Обозначение парных по
звонкости-глухости
согласных в корне слова
1
0
0,25
29.01.2025
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main
93
Способы проверки
согласных в корне слова
1
0
0,25
30.01.2025
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main
94
Отработка правописания
слов с парным по глухости
звонкости согласным в
корне слова
1
0
0,25
31.01.2025
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main
95
Учимся писать буквы
1
0
0,25
03.02.2025
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main
согласных в корне слова
96
Объяснительный диктант:
учимся писать буквы
согласных в корне слова
1
0
0,25
04.02.2025
97
Учимся писать буквы
гласных и согласных в
корне слова
1
0
0,25
05.02.2025
98
Различные способы
решения орфографической
задачи в зависимости от
места орфограммы в слове.
Тренинг "Правописание
парных по глухостизвонкости согласны
хзвуков в корне слова" с
использованием
электронных
образовательных ресурсов
1
0
0,25
06.02.2025
99
Подробное изложение
повествовательного текста
объёмом 30—45 слов с
опорой на вопросы
1
0
0,25
07.02.2025
100
Списывание текста.
Словарный диктант
1
1
0
10.02.2025
101
Использование на письме
1
0
0,25
11.02.2025
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main
разделительных ъ и ь
102
Правописание слов с
разделительным мягким
знаком
1
0
0,25
12.02.2025
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main
103
Отработка правописания
слов с разделительным
мягким знаком
1
0
0,25
13.02.2025
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main
104
Отработка правописания
слов с разделительным
мягким знаком и другими
изученными
орфограммами
1
0
0,25
14.02.2025
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main
105
Отработка способов
решения орфографической
задачи в зависимости от
места орфограммы в слове.
Тренинг "Правописание
слов с разделительным
мягким знаком" с
использованием
электронных
образовательных ресурсов
1
0
0,25
17.02.2025
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main
106
Повторение правописания
слов с орфограммами в
значимых частях слов
1
0
0,25
18.02.2025
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main
107
Списывание текста.
Словарный диктант
1
1
0
19.02.2025
108
Имя существительное как
часть речи
1
0
0,25
20.02.2025
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main
109
Имя существительное:
употребление в речи
1
0
0,25
21.02.2025
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main
110
Имя существительное:
значение
1
0
0,25
24.02.2025
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main
111
Имя существительное :
вопросы («кто?», «что?»)
1
0
0,25
25.02.2025
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main
112
Употребление прописной и
строчной буквы
1
0
0,25
26.02.2025
113
Составление устного
рассказа по репродукции
картины И. Шишкина
"Утро в сосновом лесу"
1
0
0,25
27.02.2025
114
Прописная буква в именах
собственных: имена,
фамилии, отчества людей,
клички животных
1
0
0,25
28.02.2025
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main
115
Прописная буква в именах
собственных:
географические названия
1
0
0,25
03.03.2025
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main
116
Составление устного
рассказа с опорой на
1
0
0,25
04.03.2025
личные наблюдения и
вопросы: составление
текста о своем любимом
домашнем питомце по
вопросам
117
Имя существительное:
изменение по числам
1
0
0,25
05.03.2025
118
Число имён
существительных
1
0
0,25
06.03.2025
119
Резервный урок по разделу
морфология: изменение по
числам имен
существительных
1
0
0,25
07.03.2025
120
Объяснительный диктант
на изученные правила
(орфограммы корня,
прописная буква и др.)
1
0
0,25
10.03.2025
121
Глагол как часть речи
1
0
0,25
11.03.2025
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main
122
Глагол: значение. Для чего
нужны глаголы в нашей
речи?
1
0
0,25
12.03.2025
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main
123
Глагол: вопросы «что
делать?», «что сделать?» и
др.
1
0
0,25
13.03.2025
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main
124
Единственное и
множественное число
глаголов
1
0
0,25
14.03.2025
125
Резервный урок по разделу
развитие речи:
Составление текста на
тему пословицы
1
0
0,25
17.03.2025
126
Текст-повествование
1
0
0,25
18.03.2025
127
Особенности текстовповествований
1
0
0,25
19.03.2025
128
Резервный урок по разделу
развитие речи: учимся
сочинять текстповествование.
Составление текстаповествования на тему
"Как приготовить салат"
1
0
0,25
20.03.2025
129
Обобщение знаний о
глаголе
1
0
0,25
21.03.2025
130
Резервный урок по разделу
морфология. Тренинг.
Отработка темы "Глагол"
1
0
0,25
31.03.2025
131
Диктант на изученные
правила (орфограммы
корня)
1
1
0
03.04.2025
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main
132
Работа над ошибками,
допущенными в диктанте
1
0
0,25
04.04.2025
133
Имя прилагательное как
часть речи
1
0
0,25
01.04.2025
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main
134
Имя прилагательное:
значение
1
0
0,25
02.04.2025
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main
135
Обобщение знаний об
имени прилагательном
1
0
0,25
07.04.2025
136
Резервный урок по разделу
морфология: роль имён
прилагательных в тексте.
Единственное и
множественное число имен
прилагательных
1
0
0,25
08.04.2025
137
Связь имени
прилагательного с именем
существительным
1
0
0,25
09.04.2025
138
Текст-описание
1
0
0,25
10.04.2025
139
Резервный урок по разделу
развитие речи: составление
текста (рассказа или
сказки) на тему
"Путешествие снежинки на
землю"
1
0
0,5
11.04.2025
140
Особенности текстов-
1
0
0,25
14.04.2025
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main
описаний
141
Резервный урок по разделу
развитие речи: учимся
сочинять текст-описание.
Составление текстаописания натюрморта
1
0
0,25
15.04.2025
142
Диктант на изученные
орфограммы в корне слова
1
1
0
16.04.2025
143
Работа над ошибками,
допущенными в диктанте
1
0
0,25
17.04.2025
144
Резервный урок по разделу
развитие речи:
Составление текста о
своем любимом домашнем
питомце по вопросам
1
0
0,25
18.04.2025
145
Резервный урок по разделу
развитие речи: составление
текста по рисунку с
включением в него
диалога. Практикум по
овладению диалогической
речью
1
0
0,25
21.04.2025
146
Текст-рассуждение
1
0
0,25
22.04.2025
147
Особенности текстоврассуждений
1
0
0,25
23.04.2025
148
Предлог. Отличие
предлогов от приставок
1
0
0,25
24.04.2025
149
Наиболее
распространённые
предлоги: в, на, из, без,
над, до, у, о, об и др.
1
0
0,25
25.04.2025
150
Раздельное написание
предлогов с именами
существительными
1
0
0,25
28.04.2025
151
Раздельное написание
предлогов с именами
существительными:
закрепление
1
0
0,25
29.04.2025
152
Части речи: обобщение.
Тренинг
1
0
0,25
30.04.2025
153
Умение договариваться и
приходить к общему
решению в совместной
деятельности при
проведении парной и
групповой работы
1
0
0,25
05.05.2025
154
Резервный урок по разделу
морфология: части речи.
Тренинг
1
0
0,25
06.05.2025
155
Различение текстов-
1
0
0,25
07.05.2025
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main
описаний и текстовповествований
156
Резервный урок по разделу
морфология. Тренинг.
Отработка темы
"Предлоги"
1
0
0,25
08.05.2025
157
Части речи:
систематизация знаний
1
0
0,25
12.05.2025
158
Резервный урок по разделу
морфология: роль имён
существительных в тексте
1
0
0,25
13.05.2025
159
Резервный урок по разделу
морфология: роль глаголов
в тексте
1
0
0,25
14.05.2025
160
Правописание слов с
орфограммами в значимых
частях слов:
систематизация
1
0
0,25
15.05.2025
161
Правописание слов с
орфограммами в значимых
частях слов: обобщение
1
0
0,25
16.05.2025
162
Резервный урок по разделу
развитие речи:
проверочная работа
1
1
0
17.05.2025
163
Резервный урок по разделу
1
0
0,25
18.05.2025
https://resh.edu.ru/
орфография: отработка
орфограмм, вызывающих
трудности. Тренинг
"Правописание имен
собственных" с
использованием
электронных
образовательных ресурсов
https://uchi.ru/teachers/lk/main
164
Резервный урок по разделу
орфография
Орфографическая зоркость
как осознание места
возможного
возникновения
орфографической ошибки:
наблюдение за
правописанием суффиксов
имён существительных;
правописание парных по
глухости-звонкости
согласны звуков в корне
слова (с использованием
электронных
образовательных ресурсов)
1
0
0,25
19.05.2025
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main
165
Резервный урок по разделу
орфография.
1
0
0,25
20.05.2025
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main
Орфографическая зоркость
как осознание места
возможного
возникновения
орфографической ошибки:
наблюдение за
правописанием суффиксов
имен прилагательных;
правописание слов с
разделительным мягким
знаком (с использованием
электронных
образовательных ресурсов)
166
Резервный урок по разделу
орфография.
Орфографическая зоркость
как осознание места
возможного
возникновения
орфографической ошибки:
наблюдение за
правописанием приставок;
правописание
буквосочетаний с
шипящими звуками (с
использованием
1
0
0,25
22.05.2025
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main
электронных
образовательных ресурсов)
167
Резервный урок по разделу
орфография: отработка
орфограмм, вызывающих
трудности. Контроль
"Правописание
буквосочетаний с
шипящими звуками" с
использованием
электронных
образовательных ресурсов
1
0
0,25
22.05.2025
168
Резервный урок по разделу
орфография: проверочная
работа
1
1
0
23.05.2025
169
Резервный урок по разделу
орфография: проверочная
работа
1
1
0
23.05.2025
170
Контрольный диктант
1
1
0
21.05.2025
170
12
40
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Русский язык, 2 класс/ Канакина В.П., Горецкий В.Г., Акционерное
общество «Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Канакина В.П. Русский язык : 2 класс : методические рекомендации : —
Москва: Просвещение, 2024
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
РЭШ https://resh.edu.ru/
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://schoolcollection.edu.ru/